МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

Утверждаю
Директор МБОУ ДОД ДЮСШ
__________Н.П. Гончарова
«_____» _____________ 2012

Технологические аспекты подготовки и проведения открытых занятий в МБОУ ДОД ДЮСШ

Методические рекомендации

Разработала:
В.Е. Паршикова
   методист



Методические рекомендации раскрывают основные вопросы подготовки и проведения открытых занятий в спортивной школе с учетом специфики учебно-тренировочного процесса ДЮСШ. Данная методическая работа предназначена  тренерам – преподавателям.





















Введение
Данная методическая работа посвящена открытому занятию, и выбор этой темы не является случайным. В современной системе подготовки спортсменов изменяются организационно-методические аспекты тренировочного процесса, появляются новые средства и технологии обучения, обновляется и модернизируется материально-техническое обеспечение спортивной деятельности, но учебно-тренировочное занятие остается главной формой подготовки спортсменов различной квалификации. Эта форма определяет социальный и педагогический статус школы, роль и место в становлении, развитии и тренера-преподавателя, и воспитанников.
С одной стороны с занятия начинается учебно-тренировочный процесс в спортивной школе, с другой стороны оно является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы педагогов, действенным элементом учебного и воспитательного процессов в ДЮСШ. Поэтому повышение качества подготовки спортсменов не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников в ДЮСШ  через использование такой формы, как открытое занятие.
Открытое занятие представляет собой одну из старейших форм методической работы. Многие годы она была эффективной, но со временем превратилась в некое ритуальное действо, появился формализм этих занятий. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации и проведения открытых занятий как эффективной формы повышения педагогического профессионализма тренеров-преподавателей. Поэтому нами была определена основная цель составления методических рекомендаций, которая заключается в оказании методической помощи тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам в подготовке открытых занятий.
В методических рекомендациях будет раскрыта вся технологическая цепочка проведения открытых занятий в целостной педагогической системе спортивной школы. Особое внимание будет уделено методическому обеспечению подготовки присутствующих на открытом занятии тренеров-преподавателей или методистов. Так как участниками открытых занятий (тренер-преподаватель, подготовивший занятие, и коллеги, присутствующие на нем) равноправные субъекты в деятельности «учение-обучение». То есть одновременно обучаются и те и другие, что способствует повышению профессионального уровня всех участников открытых занятий.





















Общая характеристика открытого занятия
Открытые занятия представляют собой одну из давно применяющихся форм проведения методической работы, как для внутришкольной, так и для муниципальной службы образования. Для более детальной проработки данного вопроса необходимо определиться, что представляет собой занятие в системе образования.
Занятие, как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками применения отрезку образовательного процесса, в котором работа проводится с постоянным составом обучающихся. Ему присуща следующая совокупность признаков:
- наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей и задач;
-  отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
-  достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
-  организация соответствующей деятельности обучающихся.
Целью открытого занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения и развития, обобщения приемов организации и контроля качества учебно-воспитательного процесса.
Задачей тренера, демонстрирующего открытое занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид занятий по различным формам обучения.
Опираясь на анализ научно-методической литературы можно выделить следующие основные цели открытых занятий в ДЮСШ:
- повышение квалификации (тех, кто пришел на занятие);
- экспертиза коллегами экспериментальной методики;
- обобщение и распространение передового опыта по обучению и развитию обучающихся;
- саморазвитие тренера-преподавателя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития преподавателя).
Вся процедура проведения открытого занятия условно делится на три этапа:
- предварительный этап;
- этап непосредственного проведения занятия;
- заключительный этап.
Далее по тексту будет представлен каждый этап с последовательными действиями, что и характеризует технологичность всего процесса проведения открытого занятия.
Подготовка открытого занятия
В начале учебного года составляется график проведения открытых занятий в каждом отделении учебно-спортивного отдела ДЮСШ. Заместителем директора по учебно-воспитательной работе составляет единый график проведения открытых занятий, который доводится до сведения педагогов. К проведению открытых занятий могут привлекаться не только опытные и творческие тренеры-преподаватели, но и молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки.
Организующему открытое занятие необходимо четко знать требования, предъявляемые к занятиям. Следует применять только основательно проверенные педагогические средства, методы, приемы. После решения вопроса – какой опыт, и каких преподавателей будет изучаться на открытых занятиях – определяется конкретная методическая цель каждого открытого занятия, т.е. то, что должен он дать приглашенным тренерам. Методическая цель может быть как общей, так и частной.
Общая цель формулируется как обобщение использования опыта работы тренера на занятии, а частная цель – изучение отдельных наиболее удачных приемов, средств обучения и развития. Кроме того, цель может дифференцироваться в зависимости от назначения открытого занятия: стремление преподавателя к собственному повышению квалификации или распространение собственного опыта.
Для  целенаправленного наблюдения за ходом открытого занятия присутствующие преподаватели также должны определить цель посещения. Ниже представлены примеры методических целей открытых занятий и цели посещения занятий.
Методическая цель открытого занятия 1. Обобщить работу по организации обучения техническому элементу на начальном этапе.
Цель посещения 1. Изучить специфику работы тренера по обучению техническому элементу.
Основные аспекты посещения открытого занятия:
1. Место технического элемента в подготовке спортсмена в избранном виде спорта.
2. Правильность и четкость постановки задач на занятии.
3. Средства, методы и методические приемы с учетом подготовленности занимающихся.
4. Анализ преподавателем качества выполнения технического элемента и его оценка.
Методическая цель открытого занятия 2. Освоить методику учета и контроля адекватности нагрузки на предварительном этапе.
Цель посещения 2. Проанализировать эффективность деятельности преподавателя по осуществлению учета и контроля адекватности нагрузки занимающимся на занятии.
Основные аспекты посещения открытого занятия:
1. Формы учета и контроля адекватности нагрузки.
2. Использование дифференцированного подхода к занимающимся.
3. Объективность и информативность методов контроля.
4. Активизация самостоятельной деятельности и самоконтроля занимающихся на занятии.
Методическая цель открытого занятия 3. Обобщение опыта по организации занятия с использованием технических средств обучения.
Цель посещения 3. Изучить организацию занятия с использованием технических средств обучения.
Основные аспекты посещения открытого занятия:
1. Разновидности использованных методов обучения с учетом специфики занятия.
2. Направленность ТСО на занятии.
3. Методические приемы преподавателя по решению основных задач.
4. Формы организации деятельности обучающихся на занятии.
5. Методические особенности построения занятия.
В соответствии с методической целью занятия педагог выбирает такой материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства. При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию,  подобрать материалы из периодической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения методических конференций, выставок и т.п. К открытому занятию необходимо составить план-конспект (проект) занятия с рациональным  распределением времени занятия и указаниями деятельности воспитанников и педагога на каждом этапе открытого занятия. План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждается с зам. директора по учебно-воспитательной работе и зам. директора по научно - методической работе.
На предварительном этапе тренер-преподаватель разрабатывает не только план-конспект, но и информационный проспект занятия (приложение 1). В проспекте обозначается дата и место проведения; тема занятия; информация о группе воспитанников (название группы, возраст, спортивная квалификация), но самое главное – цель занятия. Ведь педагог приглашает коллег для того, чтобы продемонстрировать свои педагогические находки, свой опыт, а приглашенные – для того, чтобы поучиться, поэтому главное – сформулировать те научные и методические новшества, которые будут положены в основу предстоящего открытого занятия. К открытому занятию педагог должен подготовить краткую характеристику группы, где будет проводиться занятие, и обоснование проекта предстоящего занятия (приложение 2).
Проект занятия отражает вопросы организации и методики учебно-тренировочного процесса на занятии (приложение 2). Характеризуя предстоящее занятие, преподаватель  указывает, как он учитывал те или иные особенности группы при конструировании проекта. Форма представления проекта вариативная и определяется самим педагогом. Как правило, в проекте обозначаются следующие ключевые моменты:
- место занятия в системе подготовке или программы, его цели, содержание материала, формы организации, обосновывая свой выбор;
- информация о структуре занятия, расходе времени на различных этапах, средствах и методах, запасных методических вариантах;
- прогнозирование возможных действий, реакции воспитанников, возможных результатов.
Информация о проекте предстоящего занятия может быть представлена в печатном виде до начала занятия, главное – познакомить присутствующих с обоснованием своих действий. Рекомендуем по возможности более или менее четко определить, что представляет проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:
- это модификация своего прежнего опыта;
- заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;
- использование научных разработок ученых;
- результат научно-обоснованного и методически инструментированного эксперимента.
Часто обоснование проекта вызывает вопросы, в любом случае ответы должны быть аргументированы.
Подготовленный и оформленный проект (методическая разработка) занятия после рассмотрения на заседании научно-методического совета сдается в методический кабинет.
Проведение открытого занятия
За одну неделю до проведения занятия педагог или методист ставит в известность о проведении открытого занятия. Приглашенные входят в зал до начала, занимают заранее  подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и занимающихся. Перед проведением занятия преподаватель знакомит коллег с группой. Характеристика состава группы, уровня подготовленности (уровень физической и теоретической подготовленности), реальных возможностей занимающихся.
Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели;  с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования программы; каковы результаты его деятельности.
Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого занятия» (приложение 3).
Общее обсуждение открытого занятия проводит зам. директора по УВР или ответственное лицо за подготовку занятия. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных  моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели.
Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:
- тренер, проводивший занятие;
- приглашенные;
- методисты;
- представитель администрации, ответственный за методическую работу;
- тренер, проводивший занятие.
Первое слово предоставляется тренеру, который проводил открытое занятие. Анализ своего занятия - это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением   в   из   сущность,   задачи   с   целью   оценить   конечный   результат   своей   деятельности   путем   сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Тренер должен четко раскрыть цели и задачи занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.
Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических и специальных принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных и словесных методов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы. В заключении выступают методист и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого занятия и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта.
При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить воспитательную, развивающую, обучающую роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе. После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения. Обсуждение и подведение итога фиксируется в протоколе заседания тренерского совета, который проводится после проведения открытого занятия.

Список использованной литературы
1. Конаржинский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 336с.
2. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов Высших Учебных Заведений: − М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. − 576 с.
3. Прибыткова Г.К. Требования по подготовке и проведению открытого мероприятия: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. − 51с.
4. Чучалина А.И. Открытое занятие как средство формирования профессиональной компетентности преподавателя физкультурного вуза // Сб. научных трудов « Совершенствование высшего образования в сфере физической культуры». – Челябинск, 2009. – С.178-188.

Приложение 1

Форма информационного проспекта открытого занятия

«____» ________ 2012 г. в ______ в _____________________________
                                                                    время                                  место
тренер-преподаватель ______________________ проводит открытое занятие
                                                                            Ф.И.О.
в группе ______, по теме «___________________________________________»
Цель открытого занятия _______________________________________.

Приложение 2
План (Проект)
открытого занятия __________________________________________
тема ________________________________________________________
Раздел __________________
Тип занятия ____________________
Группа _________(кол-во занимающихся)________________________
Уровень подготовленности ________________________________
Цели занятия:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Методы обучения:
Формы организации:
Оборудование:
Раздаточный материал:
Ход занятия: информация о структуре занятия, расходе времени на различных этапах, средствах и методах, запасных методических вариантах.
технологическая карта занятия:
Этап заня-тия Цель этапа Вре-мя Содержание
работы Деятельность
тренера Деяте-льность занимающих-ся Методы, формы Предпо-лагаемый резуль-тат
           
Роспись тренера-преподавателя: _________________________________

Дата_________________________________

Приложение 3
Форма бланка
«Лист наблюдения открытого занятия»
Отделение ____________Группа_______________   Дата  _____________

Посещающий ____________________________________

Ф.И.О. тренера ______________________________

Воспитанников в группе _______  на занятии ___________

Тема занятия: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Цели: _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показатель Критерии Балл
    0 1 2
1. Целесообразность замысла, содержания занятия 1.1. Диагностичность и полнота поставленных задач УТЗ.
1.2.Соответствие содержания возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся (занятия).
1.3. Соответствие целей занятия и его содержания.   
2. Педагогическое мастерство.
2.1.Уровень мотивации обучающихся (воспитанников).
2.2.Оптимальность выбора методического инструментария: форм, методов, технологий и т.д.
2.3.Соответствие выбранных форм, методов организации деятельности обучающихся целям и содержанию занятия.
2.4.Адекватность и современность используемых специализированных и неспециализированных средств.
2.5.Оригинальность использования тренером методики, технологии.
2.6. Использование нестандартного инвентаря, оборудования и технических средств обучения.
2.7. Адекватность учебно-тренировочных нагрузок.
2.8. Рациональность и эффективность использования времени занятия его темпа, а так же оптимальность чередования и смены видов деятельности.   
3. Деятельность обучающихся (воспитанников)
3.1. Уровень активности занимающихся на занятии.
3.2. Наличие самостоятельных действий.
3.3. Включение воспитанников в рефлексивную деятельность (самоконтроля, самооценки).
3.4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся в ходе занятия.   
4. Деятельность тренера.
4.1.Спектр форм сотрудничества тренера и обучающихся.
4.2.Способность тренера к импровизации (гибкость, способность оперативно корректировать действия).
4.3.Общая культура педагога (речь, мимика, пантомимика, обаяние).
4.4.Создание педагогом благоприятного психологического климата в группе.
4.5. Эффективность и объективность  контроля за работой обучаемых.
4.6. Соблюдение правил техники безопасности в ходе занятия.   
5. Оценки эффективности и результатов проведенного занятия
5.1.Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.   
5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно   
5.3.Степень развивающего и обучающего воздействия учебно-тренировочного занятия (чему и в какой степени научились).   
5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию и в какой мере).   

Общая оценка за занятие___________________________________________________
Выводы:  ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Рекомендации:     _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Роспись посетившего занятие _______________________