Рекомендации по составлению авторской образовательной программы
1. Определение авторской программы, обоснование написания, условия создания
В системе дополнительного образования существует большое количество образовательных программ.
Авторская программа – вид дополнительной образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся
новизной,
актуальностью
предназначенной для решения определённой проблемы в дополнительном образовании.
Авторская программа – результат интеллектуального труда педагога и является результатом его исследовательской работы
по анализу уже имеющихся программ данной тематики,
современных методик,
инновационных технологий обучения
передового педагогического опыта.
Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.
Исходной основой для разработки авторской образовательной программы могут служить примерная (типовая) образовательная программа, поскольку задаётся некий базовый минимум, т.е. базовые параметры тех знаний, умений, навыков детей, которые должны быть освоены.
От данного базового минимума и следует отталкиваться педагогу при создании собственных программ:
расширять
углублять
конкретизировать его,
но помнить, что ниже этого минимума выстраивать содержание своей программы нельзя.
Если примерная (типовая) программа видоизменена на треть и более она становится модифицированной (коррективы которой не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе).
Авторская программа – это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
Цель создания авторской программы: решение определённой проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создаётся педагогом
по его собственному замыслу с учётом стажа его работы с детьми,
опыта,
уровня педагогического мастерства,
наработанных методик,
его видения проблемы и пути её решения.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.
Первое обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям
Закона РФ «Об образовании»,
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей
Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44).
Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:
В чём смысл программы
Каким представляется результат реализации программы
В чём новизна и степень авторства
Соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям
Какие преимущества от программы получат дети
Есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении
Есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности
Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.
2. Построение программы согласно принципам дидактики
При разработке любой, в т.ч. авторской, образовательной программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:
принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);
принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
3. Требования к составлению авторской образовательной программы
К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования общецелевые и концептуально-содержательные.
Общецелевые требования, отражают стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ:
актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;
прогностичность – способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;
рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;
реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;
целостность – свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;
контролируемость - свойство программы определять ожидаемые результаты, предлагать способы проверки конечных и промежуточных результатов;
корректируемость - свойство программы своевременно обнаруживать отклонения и сбои, быстро реагировать на них, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.
Требования концептуально-содержательного плана. Эти требования подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы.
Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:
последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа;
опыт других педагогов;
последние достижения психолого-педагогических наук;
современные требования к дополнительному образованию.
4. Технология создания авторской программы
Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.
В первый блок входят:
Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение существующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов).
Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).
Второй блок
Создание образа программы – формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана.
Написание содержания самой авторской образовательной программы.
Третий блок
Оформление программы – передача её на обсуждение в методический (педагогический) совет учреждения дополнительного образования, решение методического (педагогического) совета, утверждение приказом директора.
Экспериментальная апробация программы.
При необходимости корректировка содержания программы, представление программы к окончательному утверждению методическим (педагогическим) советом и директором образовательного учреждения.
5. Алгоритм написания авторской образовательной программы
Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.
Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).
Установление цели, ради которой вводится новая программа.
Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
Определение средств, методов и форм обучения.
Составление списка необходимой литературы.
6. Структура авторской образовательной программы
Структура авторской образовательной программы содержит следующие основные блоки:
концептуальный
учебно-методический
контрольно-методический
справочный
1. Концептуальный
Пояснительная записка
В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.
Вот здесь необходимо выполнить второе обязательное условие написания авторской программы – отличие её от уже существующих образовательных программ.
При формулировке обоснования необходимо отразить:
необходимости создания авторской программы
влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом
на развитие его способностей
изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования.
А также указать:
её отличие от типовой (базисной) программы
ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа
ключевые понятия, которыми оперирует автор и др.
Учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения целей и задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.
Принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в систему образовательной деятельности.
Следовательно, при описании ожидаемых результатов необходимо указать:
какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
Второй блок учебно-методический, включает в себя:
учебно-тематический план
содержание программы (формы и методы организации деятельности)
методическое обеспечение
В этом блоке необходимо раскрыть собственные ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа.
В учебно-тематическом плане педагог должен отразить:
те новшества, которые он предусматривает в ходе деятельности образовательного процесса,
собственную технологию изучения программы.
В разделе «Содержание программы» педагог должен:
раскрыть содержание тем и разделов с использованием
• собственного представления современных инновационных технологий
• своего педагогического опыта
указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих
остановиться на собственной методике учебной работы с детьми,
изложить своё видение теории предмета, технологии обучения.
Методическое обеспечение предоставляет педагогу возможность передать «дух» его педагогического творчества, воплотить собственные «изюминки» в конкретную картинку творческого процесса.
Методическое обеспечение включает описание:
форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу авторской образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.
Третий блок контрольно-методический содержит:
прогнозируемый результат реализации программы
формы и методы диагностики
Методика выявления и диагностика необходима при составлении авторской программы для того, чтобы определить
результативность программы
определить степень её значимости
Чтобы определить результат, нужно знать:
с чем пришли дети (стартовый контроль)
что получили на выходе (итоговый контроль)
Желательно также наряду с общепринятыми системами оценки обученности детей (собеседование, реферат, участие в конкурсах, выставках, открытое занятие и т.д.) представить свою систему оценки.
Четвёртый блок справочный содержит сведения о литературе, использованной автором при составлении своей программы. Причём необходимо представить 2 списка литературы:
используемый педагогом для работы
рекомендованный для чтения детям и родителям.
Кроме этого, в разделе «литература» автор должен перечислить свои работы (монографии, пособия, статьи и т.д.).
Конспекты занятий, дипломы, грамоты, фотографии и др. материалы входят в раздел «Приложение».
Любая (в т.ч. авторская) образовательная программа – это официальный документ, который должен быть оформлен определённым образом.
Литература
1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России – М., 2007 г.
2. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу 1999г.
3. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу, 2001г – М, 2001 г.
4. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования – Волгоград, 2009 г
5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования – М., 2006 г., школьная пресса
6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «Требования к содержанию
и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»