Рекомендации по составлению образовательной программы
дополнительного образования
Программа — это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последователь¬ность действий по достижению поставленной цели. Классификация образовательных программ Чаще всего образовательные программы подразде¬ляются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).
Примерная (типовая) программа рекомендова¬на органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельно¬сти. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения зна¬ний, умений и навыков. Оно проверяется, как прави¬ло, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.
В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) програм¬ма, которая изменена с учетом особенностей образо¬вательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осу¬ществления деятельности, нестандартности индиви¬дуальных результатов обучения и воспитания. Коррек-тивы вносятся в программу самим педагогом и не зат¬рагивают концептуальных основ организации образо¬вательного процесса, традиционной структуры заня¬тий, присущих исходной программе, которая была взя¬та за основу. Диагностика результатов работы по та¬ким программам связана с демонстрацией достиже¬ний обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.
Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверж¬дена руководителем образовательного учреждения.
Экспериментальная программа разрабатывает¬ся педагогом с целью решения какой-либо практи¬ческой задачи, связанной с преодолением опреде¬ленных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и ме¬тодах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руко-водителя образовательного учреждения. После это¬го она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора эксперимен¬тальная программа может претендовать на статус авторской.
Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских — ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или кол¬лективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:
— преподавание нового учебного курса (предмета);
— реализацию собственного подхода педагога к тра¬диционным темам.
При этом название «авторская» требует документаль¬ного доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претен¬дент на авторство в пояснительной записке к програм¬ме должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России раз¬работчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действитель¬но является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.
Структура и содержание образовательной программы
Структура программы Содержание структурных компонентов программы
1. Титульный лист
2.Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
(по годам обучения)
4. Содержание
программы
5. Методическое обеспечение
программы частично может
быть описано в пояснительной
записке)
6.Список литера¬туры Информация, содержащаяся на титульном листе:
• полное название вышестоящего органа управления образованием;
• полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
• название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);
• данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);
• название населенного пункта, в котором написана программа;
• год написания программы;
• ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;
• дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего програм¬му к реализации;
• возраст детей, на который рассчитана программа;
• срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана)
В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновы¬ваются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, харак¬теризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки.
1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:
• ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;
• связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;
• вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);
• новизна (для программ, претендующих называться авторскими).
2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это пред¬полагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, на¬пример, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формули-ровки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть свя¬зана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути дос¬тижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
• обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение
в познаватель¬ную деятельность, приобретение определенных знаний,
умений, навыков, развитие моти¬вации к определенному виду деятельности
и т.п.);
• воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.);
развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3.Описывая особенности программы, следует отразить:
• ведущие идеи, на которых она базируется;
• ключевые понятия, которыми оперирует автор;
• этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.
4.В пояснительной записке отмечаются:
• основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;
• вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, пе¬ременный и др.);
• особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).
5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:
• общее количество часов в год;
• количество часов и занятий в неделю;
• периодичность занятий.
6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:
• сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);
• перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;
• дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по про¬грамме, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирова¬ния, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские
конференции и т.п.
Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установ¬ленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1)
Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы
(см. таблицу 1.2.)
В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать со¬держание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:
• указать ее название;
• перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;
• указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.
В этом разделе программы необходимо:
• кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые
планируются по каждому разделу — индивидуальные и групповые,
практические и теоретические;
• отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно по¬яснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;
• описать основные методы организации образовательного процесса;
• перечислить используемые дидактические материалы;
• дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадро¬вых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).
Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источни¬ки, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного; во второй – литературу для учащихся.
Рецензирование образовательной программы дополни¬тельного образования детей
Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, от-метим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:
• внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист уч¬реждения, в котором разработана программа);
• внешнюю (ее дает независимый эксперт по профи¬лю деятельности, представленному в программе).
Примерный план рецензии.
1. Заголовок рецензии
Рецензия на программу «________» (название), ФИО и должность автора программы, название образова-тельного учреждения, реализующего программу.
2. Общая характеристика программы:
• образовательная область;
• вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая про¬грамма;
• адресат (категория обучающихся, их возраст, соци¬альный состав и др.);
• срок реализации, на который рассчитана программа;
• есть ли подобная программа в общеобразователь¬ной школе (сравнить по содержательным линиям);
• в чем заключается «дополнительность» рецензиру¬емой программы;
• стиль и качество подачи материала (профессио¬нально, системно, грамотно и т.п.).
3. Актуальность программы и ее новизна для систе¬мы дополнительного образования детей.
4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
— анализ пояснительной записки;
— анализ содержательной части программы (отме¬чается, насколько полно раскрываются основные
темы занятий);
— анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогичес¬кие, психологические, организационные условия,
необходимые для получения образовательного резуль¬тата; насколько глубоко раскрывается методика ра¬боты над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);
— оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).
5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригиналь¬ность предлагаемой методики, пригодность програм¬мы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.
8. Язык и стиль изложения материалов (четкость, яс¬ность, доказательность, логичность и др.).
9. Соответствие программы специфике дополнитель¬ного образования детей.
В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:
• стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
• развитию его коммуникативных навыков;
• созданию социокультурной среды общения;
• развитию творческих способностей личности обу¬чающегося;
• поддержанию стремления к самостоятельной дея¬тельности и самообразованию;
• творческому использованию жизненного опыта ре¬бенка;
• профессиональному самоопределению обучающе¬гося.
10. Характеристика приложений к программе, их со¬держательность (методические разработки, дидакти-ческий материал, схемы проведения занятий, фор¬мы договоров и др.).
11. Характеристика профессиональных знаний и уме¬ний педагога как автора программы.
12. Общая оценка программы: достоинства и недо¬статки, ошибки и замечания.
Рецензия на программу должна содержать ее аргу¬ментированную оценку, рекомендации.