«Методические рекомендации для проведения тренировочных
занятий с группами начальной подготовки 1-го года обучения
в легкой атлетике»
Для занятий в группах начальной подготовки 1-го года обучения приглашаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний в возрасте 10-12 лет. Этот период двигательного развития детей характеризуется ростом результатов при выполнении физических упражнений, требующих обучения и комплексного проявления физических качеств. Основными задачами в этот период являются: укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, овладение основными двигательными навыками спортивной ходьбы, гладкого и барьерного бега, прыжков с места и с разбега, метаний, воспитание морально-волевых качеств и начальная теоретическая подготовка.
Ранняя специализация в этот период является бесперспективной,
поэтому основными средствами подготовки на данном этапе являются:
л/атлетические упражнения, комплексы круговой тренировки, упражнения из других видов спорта, спортивные и подвижные игры, гимнастика, акробатика, соревнования по многоборью ОФП и видов л/атлетики, теоретическая подготовка.
Главная цель занятий л/атлетикой для детей в этот период – получить удовольствие от тренировочных занятий и соревнований. Необходимо в этот период избегать монотонности и однообразия занятий.
Большое внимание на этапе начальной подготовки должно отводиться бегу, который является составной частью занятий по прыжкам, метаниям и многоборьям. Различные виды гладкого и барьерного бега развивают координацию и точность движений, повышают выносливость, скорость, силу нижних конечностей, позволяют в дальнейшем быстрее овладеть правильным ритмом прыжков и метаний.
Важной задачей этого этапа является обучение основам рациональной техники л/атлетических видов, создание хорошей школы движений: свободного бегового шага, преодоление барьера, правильного отталкивания в прыжках, финальной фазы в метаниях, ритмичного разбега.
В возрасте 10-12 лет дети хорошо овладевают техникой сложных движений при обучении которым, используется целостный метод обучения с применением специальных упражнений. Контроль за техникой выполнения упражнений необходимо осуществлять с разминки и общеразвивающих упражнений, обращая особое внимание на способность выполнять движения свободно и расслабленно.
До 12-13 лет наиболее благоприятный период для воспитания скорости, особенно частоты и темпа движений. Особое значение в этот период приобретает повышение мышечной силы трех ведущих групп: подошвенных мышц стопы, живота и спины.
Важное значение приобретает развитие ловкости движений, особенно в играх, выполнение упражнений в необычных условиях.
- развитие гибкости посредством выполнения специальных упражнений в барьерном беге, упражнений с хорошей амплитудой на гимнастических снарядах, акробатики.
Тренировочные занятия в группах начальной подготовки 1года обучения планируется в двух направлениях:
- расширение двигательных возможностей посредством спортивных игр, акробатики, плавания, выполнением л/атлетических упражнений в беге, прыжках, метаниях, барьерном беге.
- развитие физических качеств – силы отдельных групп мышц, общей выносливости с большим объемом упражнений малой и средней интенсивности, быстроты с сохранением необходимого уровня техники и свободы движений, гибкости и подвижности в суставах при выполнении упражнений с достаточной амплитудой, ловкости с непринужденными движениями во время выполнения упражнений и проведения игр.
Как методическая рекомендация в данной работе предлагается планирование учебно-тренировочных занятий с группой НП-1 в условиях обычного школьного зала.
Основные направления учебно-тренировочной деятельности в этот период:
- скоростная и скоростно-силовая направленность
- развитие общей и силовой выносливости
- развитие гибкости элементами гимнастики и акробатики
- изучения основ техники видов легкой атлетики
Предлагаемые игры и эстафеты по развитию физических качеств:
- «смена мест» (с различными способами передвижений бегом и прыжками)
- старты с выбыванием (из различных исходных положений)
- «Догонялки» (старты с преследованием по кругу зала)
- «Эстафеты» (с прыжками по кругу зала)
- «Обгон» (ускорение с обгоном колонны по кругу зала)
- «Рывок за мячом» (бег со старта с броском набивного мяча)
Предлагаемые упражнения для изучения техники видов легкой атлетики:
- спринтерского бега (бег в упоре у гимнастической стенки «кто быстрее», круговые движения ногами «велосипед» в висе на перекладине, бег прыжками, быстрая смена ног прыжком в положении выпада вперед на месте и в движении, движения руками «как в беге» в мах быстром темпе на месте, быстрая смена положений в упоре лежа с переходом в упор присев и обратно)
- прыжковых видов (серия скачков с «шагами» 5+5, 1+2, прыжки в шаге по залу и через гимнастические скамейки, прыжки на месте с подтягиванием коленей к груди «кто больше», прыжки вверх на месте и в движении из положений полуприседа и приседа)
- барьерного бега (постановка толчковой и маховой ноги на гимнастическую стенку на месте и с ходьбы, ходьба через барьеры и другие специальные упражнения барьериста)
Предлагаемые упражнения на снарядах (выпрыгивание на одной ноге с махом другой ноги на гимнастической скамейке, со сменой ног, боком к скамейке, перепрыгиванием боком, движения ногами как в плавании кролем сидя и лежа на гимнастической скамейке, «растяжка» стоя и в висена гимнастической стенке, маховые упр-я, стоя у гимнастической стенки-
приседания на одной ноге и прыжки с опорой у стенки)
Предлагаемые дополнительные упражнения для развития физических качеств ( упр-я со скакалкой, броски набивных мячей различными способами, акробатические упражнения, элементы различных танцевальных стилей: русского танца, лезгинки, спортивного балета, рок-н-рола, твиста и т.п.
Предлагаемые упражнения для подготовки к соревнованиям по легкой атлетике среди обучающихся в группах НП-1:
- низкий старт в беге на короткие дистанции
- подбор длины разбега и определение толчковой ноги в прыжках в длину и высоту, в барьерном беге.
- умение делать вход в поворот, бег по повороту и выход из поворота с ускорением в беге по кругу (в зале)
оптимальная повторяемость упражнений по дням занятий может изменяться в зависимости от условий выполнения упражнений. Развитие гибкости, прыжковые упражнения и упражнения на «быстроту» эффективнее делать через день.
Приступая к планированию занятий, тренер должен распределить по дням все, что он включил в план тренировки на данном этапе. Направленность тренировки исходит из преимущественной направленности и из оптимального повторения разных упражнений.
Предлагаемые контрольные нормативы для тестирования обучающихся в группах НП-1
- бег на 30 м с хода – юноши – 3,7 сек
девушки – 4,6 сек
- бег 30 м со старта – юноши – 4,9 сек
девушки – 5,7 сек
- бег на 60 м со старта – юноши – 9,0 сек
девушки – 9,7 сек
- бег 300 м - юноши - 64,0 сек
- девушки - 69,0 сек
- прыжки в длину с/м - юноши – 170 см
- девушки – 160 см
- тройной прыжок с/м - юноши - 600 см
- девушки – 560 см