Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования " Детско-юношеская спортивная школа"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Документация летнего оздоровительного лагеря

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Утверждаю
И.о. директора МБОУ ДОД ДЮСШ
г. Черняховска
                                                  Т.А. Горбачева

«____»_________________2013 г.

Должностные обязанности по охране труда для  тренеров -преподавателей спортивно-оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
МБОУ ДОД ДЮСШ г. Черняховска

1.Общие положения
        На должность тренера-преподавателя назначаются лица, работающие на должности  тренера или педагога дополнительного образования и имеющие стаж педагогической работы не менее 1 года.
   В своей деятельности тренер-преподаватель руководствуется следующими законодательными, правовыми и локальными актами:
- Трудовым кодексом РФ №197-Ф3 от 30.12.2001 г.
- Положением о службе охраны труда в системе Минобразования (приказ Минобр. №92 от 27.02.1995 г.);
- Положением о расследовании несчастных случаев (приказ Минобр. №378 от 25.03.1996 г.);
- РД «Охрана труда в ОУ;
- Уставом;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
-Приказами директора ОУ «О возложении ответственности за обеспечение охраны труда…», « О порядке проведения инструктажей…» и др.;
- Планом основных мероприятий по улучшению качества и охраны труда;
- Инструкциями по действиям ОУ в чрезвычайных ситуациях;
- Правилами противопожарной безопасности.
2. Основные обязанности и виды деятельности воспитателя по обеспечению охраны труда

2.Обязанности тренера-преподавателя

2.1. Тренер-преподаватель обязан:
- обеспечить безопасные и здоровые условия пребывания вверенных ему детей на время работы лагеря с момента приема ребенка в лагерь до момента выдачи его родителям;
- предупреждать рискованные действия детей, которые могут привести к травмированию самого ребенка и окружающих его людей;
- обучать и прививать детям навыки безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях;
- постоянно контролировать ситуации при любых занятиях и в любых местах возможного нахождения детей в лагере;
- проводить профилактическую работу с детьми, а также с их родителями по предупреждению детского травматизма.
2.2. Организационно-планирующая деятельность воспитателя включает в себя:
- подготовку инструкций, учебных пособий для обучения детей ОБЖ;
- составление плана работы и мероприятий по обеспечению охраны труда детей и санитарно-гигиенических условий пребывания детей в лагере.
2.3. Деятельность по обучению и проверке знаний включает в себя:
- проведение различных игр, тренингов, использование различных форм работы для осознания опасностей и привития навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
2.4. Контролирующая деятельность включает в себя:
- постоянный контроль за поведением и местонахождением детей, состояния ограждений опасных мест ( стекол, электророзеток, спортивных снарядов, лестничных клеток, надежности крепления шкафов и полок);
- постоянный контроль за выполнением детьми санитарно- гигиенических требований личной гигиены;
- контроль и предупреждение опасных ситуаций во время проведения экскурсий и походов на территорию лагеря;
- контролирование возникновения чрезвычайных ситуаций;
- контролирование состояния родителей при приеме и выдаче детей.
2.5. Профилактическая деятельность включает в себя:
- различные педагогические приемы закрепления навыков поведения в различных жизненных ситуациях через включение эмоциональной сферы и детского творчества;
- проведение мероприятий организационно-технического характера в отрядах, на участках по предупреждению детского травматизма;
- оформление уголка безопасности и беседы с родителями по предупреждению детского травматизма.

3. Требования и правила при организации и ведении учебно-воспитательного процесса

3.1. Осуществлять контроль приема и выдачи детей из оздоровительного лагеря:
- принимать детей можно только лично тренеру-преподавателюв установленный Правилами внутреннего распорядка интервал времени;
- прием детей иными работниками ОУ не допускается;
- приниматься в лагерь ОУ может только здоровый ребенок, контроль состояния ребенка проводит мед. работник;
- уход ребенка необходимо фиксировать в журнале с отметкой об уходе.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- отпускать ребенка ранее установленного времени срока пребывания без предварительного согласования с родителями (заявление);
- отпускать ребенка во время пребывания в лагере родителям в нетрезвом состоянии или посторонним лицам без согласования с родителями (заявление).
3.2. Организационно- технические мероприятия и действия тренера-преподавтеля по предупреждению детского травматизма:
- периодически контролировать надежность крепления шкафов и полок, защищенность электророзеток, стекол, дверей от удара головой, недоступность влезания детей на подоконники, ограждения на лестничные клетки;
- периодически осуществлять контроль за использованием колющих и режущих предметов;
- контролировать электробезопасность имеющихся в группе ТСО (видео и аудиоаппаратура, фильмоскопов, состояние изоляции шнура около вилки и др.);
- контролировать освещенность рабочих мест и обеспечить норматив (300люкс).
НА УЧАСТКЕ( СТАДИОНЕ):
- контролировать отсутствие опасных предметов на участке во время прогулок и подвижных игр (битое стекло, доски с гвоздями, острые предметы), очищать территорию участка от таких предметов;
- проверить крепления малых форм и игровых устройств;
- контроль за обувью и одеждой детей: обувь не должна иметь скользкую подошву, одежда должна соответствовать температуре среды пребывания ребенка, в солнечную летнюю погоду нужно защищать голову ребенка головным убором, при обувании детей необходимо контролировать исправность затяжек и креплений, отсутствие длинных шнурков, могущих привести к падению ребенка во время движения.
3.3 Меры безопасности при организации подвижных игр и соревнований:
- убрать на игровой площадке режущие, колющие, посторонние предметы; обувь детей должна быть спортивной, не допускать обувь на скользкой подошве;
- не допускать столкновения детей при беге, бросания друг другу предметов иных, кроме мячей;
- не допускать шалостей при выполнении групповых упражнений и игр с быстрыми перемещениями (подножек, толчков и др.)
- при проведении занятий на спортивной площадке исключать падения детей на асфальт, подвижные игры проводить только на мягком грунте;
- прыжковую яму очищать от посторонних предметов, контролировать безопасность всех имеющихся малых форм и игровых сооружений;
- контролировать физическую нагрузку детей в соответствии с медицинскими нормами.

3.4. При организации детского труда на участке:

- осуществлять контроль за сельскохозяйственным оборудованием и хранением их в специально отведенном месте;
- предупреждать порезы рук детей всякими острыми инородными предметами;
- не допускать размахивания инвентарем и других шалостей;
- предупреждать засорение глаз в ветреную погоду (не допускать пересыпания или бросания землей на уровне глаз ребенка).
3.5. при организации экскурсий, выездов, походов:
- проводить инструктаж по правилам поведения на дорогах и в автобусе. по безопасности на природе, в лесу, у водоемов ит.д.;
- группу детей вести вдвоем, при переходе дороги перекрывать движение транспорта жестами регулировщика дорожного движения жезлом или флажком;
- предупреждать питье воды из непредусмотренных для этого источников и водоемов;
- контролировать поведение детей при встрече их с разными ягодными растениями, грибами, животными.
Предупреждать пробование на вкус различных незнакомых (ядовитых) растений, грибов, не допускать контакта с животными;
- не подходить близко к обрывистому берегу водоема.
4. Правила безопасности и охраны труда
4.1. Выполнять только те функции и работу, которые предписаны данной должностной инструкцией, невыполнение или выполнение функций, не оговоренных в данной должностной инструкции, наказываются согласно Трудовому кодексу.
4.2. Разовые письменные или устные указания начальника лагеря выполняются только в том случае, если порученная работа не несет за собой скрытой опасности или не влечет за собой непредсказуемых последствий. В противном случае воспитатель должен отказаться от выполнения разовых поручений.
4.3.Тренер-преподаватель  должен знать и уметь применять на практике:
- правила противопожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила санитарии и гигиены;
- правила оказания первой доврачебной помощи;
- действия при эвакуации при чрезвычайных ситуациях.
4.4. При выполнении работ по очистке территории лагеря и на опытном участке с сельскохозяйственным инвентарем должен использовать спецодежду( халат, рукавицы, ботинки, косынку или берет);
4.5. Воспитателям женского пола не рекомендуется поднимать тяжести более 15 кг.
5. Действия при несчастном случае с пострадавшим воспитанником
- незамедлительно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему;
- при необходимости вызвать скорую помощь;
- сообщить начальнику лагеря о случившемся, написать объяснение обстоятельств несчастного случая, указать очевидцев случившегося;
- сохранять расположение предметов и место, где произошел несчастный случай. для расследования, исключение составляют только те предметы, которые представляют опасность для окружающих людей.
6. Ответственность тренера –преподавателя

6.1. Тренер-преподаватель несет ответственность за выполнение санитарно- гигиенических норм, правил безопасности жизнедеятельности, пожарной и электробезопасности.
6.2. Тренер-преподаватель лагеря несет ответственность за принимаемые решения, связанные с организацией деятельности детей и подростков в рамках программы лагеря.
6.3. Тренер-преподаватель несет персональную ответственность за безопасность жизнедеятельности детей и подростков.
6.4. Тренер-преподаватель лагеря несет персональную ответственность перед начальником лагеря за качество и своевременность исполнения обязанностей, возложенных на него данной инструкцией.

Ознакомлены:

2

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБОУ ДОД ДЮСШ
г. Черняховска
__________________________Т.А. Горбачева
«_______»_________________2013 г.

Инструкция по охране труда
при проведении прогулок,
туристских походов, экскурсий, экспедиций
1. Общие требования безопасности
1.1. К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошед¬шие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие про¬тивопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.
1.3. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:
-  изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
- потертости ног при неправильном подборе обуви;
- травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
- укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;
- отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;
- заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
1.4. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций группу обучающихся должны сопровождать двое взрослых.
1.5. Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю прогулки, турис¬тского похода, экскурсии или экспедиции.
1.7. Обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции и правила личной гигиены.
1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2.Требования безопасности перед проведением прогулки,
туристского похода, экскурсии, экспедиции
2.1. Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский  осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
2.2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.
3. Требования безопасности во время проведения прогулки туристского похода, экскурсии, экспедиции
3.1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и ем заместителя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и не покидать место расположения группы.
3.2. Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа, а туристского похода, экскурсии, экспедиции не должна превышать: для учащихся 1-2 классов - 1 дня, 3-4 классов - 3 дней, 5-6 классов - 18 дней, 7-9 классов - 24 дней, 10-11 классов - 30 дней.
3.3. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не раз» водить костры.
3.4. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
3.5. Не трогать руками ядовитых и опасных животных. пресмыкающихся, насекомых , растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.
3.6. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
3.7. Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой или кипяченую воду.
3.8. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информирован руководителя прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции об ухудшении состояния здоровья или травмах.
3.9. Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к приро¬де, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомы¬ми немедленно оказать первую медицинскую помощь, отправить постра¬давшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5. Требования безопасности по окончании прогулки, туристского похода,
экскурсии, экспедиции
5.1. Проверить по списку наличие обучающихся в группе.
5.2. Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.
5.3. Принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.
Ознакомлены:

3

ИНФОРМАЦИЯ
для начальника и  работников  пришкольного  лагеря с дневным пребыванием детей
При организации работы пришкольного лагеря необходимо особое внимание уделить вопросам соблюдения требований ОТ здоровья, ТБ.
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка начальник лагеря обязан:
- обеспечить выполнение норм и правил по вопросам ОТ, санитарно-противоэпидемического режима «инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей, а также исправность санитарно-технической, газовой, энергетической систем;
- создавать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей; предупреждение их заболеваемости и травматизма, контролировать соблюдение всеми работниками санитарно-гигиенических норм, правил ОТ, пожарной безопасности.
С работниками лагеря необходимо провести первичный инструктаж на рабочем месте. В инструктаже работники знакомятся с требованиями ТБ, показывают, что необходимо предпринять в различных ситуациях. Инструктаж фиксируется в журнале регистрации инструктажа по безопасности труда на рабочем месте.
В свою очередь, воспитатели лагеря должны проводить с детьми целевые инструктажи. Такой инструктаж проводится перед проведением массовых мероприятий: спортивных соревнований, выездов на экскурсии, туристических походов и купания на водоемах.
Инструктаж проводится для того, чтобы объяснить учащимся правила, которые необходимо соблюдать в новых условиях для обеспечения безопасности себе и окружающим.
Целевой инструктаж фиксируется в журнале регистрации проведения инструктажа по охране труда и техники безопасности при организации общественно-полезного, производительного труда и проведении внеклассных мероприятий.
Необходимо уделить большое внимание предотвращению травматизма. Основными причинами возникновения повреждений у детей является недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.
Существуют и объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт, лихачество, особенно у мальчиков).
Исследования показывают, что из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадая в одинаковые травмоопасные ситуации.
Особое внимание необходимо уделить пожарной безопасности.
Выдержка из общих требований:
1. Дороги и подъезды к зданию и пожарным водоисточникам, а также к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть свободными.
2. Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.
3. Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.
4. В многоэтажных зданиях детских учреждений группы детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.
5. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.
6. Расстановка мебели и оборудования не должны препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.
7. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими либо предметами и оборудованием.
8. Помещения должны быть обеспечены средствами пожаротушения.
Необходимо сделать все возможное для создания безопасных условий отдыха детей в пришкольных лагерях.
1. Номенклатура дел по охране труда:
1.1 Наличие приказа о назначении ответственных лиц за организацию летней оздоровительной работы, за выполнение и соблюдение правил и норм охраны труда, за сохранность жизни и здоровья детей и работников в летнее время (личными росписями ответственных).
1.2. Наличие разработанных и утвержденных должностных обязанностей по охране труда на каждую категорию работников лагеря, руководителей практики, участников туристических походов и экскурсий и на других работающих, занятых на летней оздоровительной работе с детьми.
1.3. Проведение инструктажей на рабочем месте, со всей вышеперечисленной категорией работающих по разработанным должностным обязанностям по охране труда и инструкциям на рабочем месте с регистрацией в журнале инструктажа по охране труда на рабочем месте.
1.4. Наличие разработанных и утвержденных инструкций по охране труда технике безопасности для проведения водного инструктажа на рабочем месте при организации общественно полезного производительного труда, практик, а также при проведении лагерных мероприятий по следующим направлениям: противопожарная безопасность, электробезопасность, безопасность поведения на воде, правила безопасного поведения на дорогах и на транспорте, правила поведения на улице в экстремальной ситуации, соблюдение мер безопасности при проведении туристических походов, экскурсий, спортивных мероприятий, при обращении с взрывоопасными предметами и по другим необходимым направлениям.
1.5. Проведение вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте с детьми при организации общественно полезного производительного труда, практики, при проведении различных мероприятий по указанным выше направлениям и другим видам деятельности, организуемой с детьми, с регистрацией инструктажей в журнале установленной формы.
2. Требования к оформлению уголка по обеспечению безопасности жизнедеятельности
- правила поведения в лагере;
- памятка для родителей;
- основные причины детского дорожно-транспортного травматизма;
- безопасные маршруты в лагерь и обратно домой;
- сигналы тревоги и действия при них (при пожаре и т. д.);
- действие на улице в экстремальной ситуации.

4

Утверждаю
И.о. директора МБОУ ДОД ДЮСШ
г. Черняховска
                                                  Т.А. Горбачева

«____»_________________2013 г.

ИНСТРУКЦИЯ
по пожарной безопасности в учреждении
1. Общие требования пожарной безопасности
1.1. Территория школы должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.
1.2. Эвакуационные проходы, тамбуры и лестницы не загромождать каким-либо оборудованием и предметами.
1.3. В период пребывания в здании школы людей двери эвакуационных выходов закрывать только изнутри с помощью легкооткрывающихся запоров.
1.4. Двери технических помещений должны быть постоянно закрыты на замок.
1.5. Пожарные краны должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые пломбируются. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу.
1.6. Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.
1.7. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
1.8. Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.
1.9. На видном месте должен быть вывешен план эвакуации на случай возникновения пожара, утвержденный директором школы.
1.10. В коридорах и на дверях эвакуационных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки безопасности.
1.11. По окончании занятий работники школы должны тщательно осмотреть свои закрепленные помещения и закрыть их, обесточив электросеть.
2. Запрещается:

2.1. Разводить костры, сжигать мусор на территории школы.
2.2. Курить в помещениях школы.
2.3. Проживать в здании школы обслуживающему персоналу и другим лицам.
2.4. Хранить в здании школы легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие легковоспламеняющиеся материалы.
2.5. Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.
2.6. Снимать предусмотренные проектом двери вестибюлей, холлов, коридоров, тамбуров и лестничных клеток.
2.7. Забивать гвоздями двери эвакуационных выходов.
2.8. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
2.9. Применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители («жучки»).
2.10. Проводить огневые, сварочные и другие виды пожароопасных работ в здании школы при наличии в помещениях людей, а также без письменного приказа.
2.11. Проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня.
3. Действия при возникновении пожара.
3.1. Немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону 01.
3.2. Немедленно оповестить людей о пожаре и сообщить директору школы или заместителю директора по УВР.
3.3. Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей из здания.
3.4. Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.
3.5. Покидая помещение или здание, выключить вентиляцию, закрыть за собой все двери и окна во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.
3.6. Силами добровольной пожарной дружины приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения.
3.7. Отключить электросеть и обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током.

5

Утверждаю
И.о. директора МБОУ ДОД ДЮСШ
г. Черняховска
                                                  Т.А. Горбачева

«____»_________________2013 г.

ИНСТРУКЦИЯ №  02-ЭБ
ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С БЫТОВОЙ РАДИОАППАРАТУРОЙ

1. Общие требования
1.1. Бытовая радиоаппаратура (магнитофоны, проигрыватели, телевизоры и др.) относятся к электроустановкам потребителей до 1000 вольт и на них распространяются Правила эксплуатации и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустано¬вок.
Основные из них следующие:
а)  перед рабочим местом, где установлены названные электроустановки, должен лежать диэлектрический коврик;
б)  соединительный шнур электропитания и штепсельная вилка
не должны иметь повреждений изоляции;
в)  электроустановки (их кожухи) должны быть подсоединены к
защитному заземлению или защитному занулению;
г)  названные приборы нельзя надолго оставлять включенными
в электросеть и оставлять без надзора;
е) не допускается ремонт и техобслуживание названных приборов воспитателями и иными лицами, не имеющими на то допуска удостоверения на группу электробезопасности не ниже 3.

2. Подготовка к работе
2.1. Осмотреть вилку и сетевой шнур прибора с целью определения его исправности и неповрежденности  изоляции.
2.2. Проверить, подключено ли защитное заземление (зануление).
2.3. Встать на диэлектрический коврик и вставить штепсельную
вилку в розетку.
2.4. Далее выполнять действия согласно руководству по эксплуатации аппарата.
3. При аварии
3.1. Возможные виды аварий:
а)  сильный нагрев и запах гари от аппарата;
б)  возгорание аппарата;
в)  самопроизвольное отключение аппарата.
3.2. При возникновении любого вида аварии необходимо от¬ключить аппарат от сети путем вынимания штепсельной вилки из розетки или обесточивания розетки на групповом щитке.
3.3. При возгорании аппарата незамедлительно накрыть его одеялом или подручными средствами (плащ, пальто, др. одежда).
Пламя гасить только порошковыми или углекислотными огнетушителями. При пожаре звонить 01.

6

Утверждаю
И.о. директора МБОУ ДОД ДЮСШ
г. Черняховска
                                                  Т.А. Горбачева
«____»_________________2013 г.
ИНСТРУКЦИЯ № 03-ОП
ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ
Первая помощь при различных травмах оказывается с исполь¬зованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке.
Техника проведения искусственного дыхания:
Уложите пострадавшего на спину в горизонтальное положе¬ние, расстегнув или сняв стесняющую тело одежду;
Подложите что-либо под плечи;
Встаньте справа от. пострадавшего, подведите правую руку под его шею, а левую положите на лоб, и максимально отведите назад его голову;
Откройте рот пострадавшего большим пальцем руки или обеими руками;
Оказывающий помощь делает глубокий вдох, затем вдувает воздух через марлю или платок из своего рта в рот или нос постра¬давшего;
При вдувании воздуха необходимо следить за движением грудной клетки пострадавшего;
При способе дыхания «рот в рот» герметичность достигается путем закрывания носа, при способе дыхания «рот в нос» - закры¬вания рта;
Вдувание воздуха производится 12-15 раз/мин у взрослых и 20-30 раз у детей. Выдох пострадавшего происходит пассивно.
Техника проведения непрямого массажа сердца:
Положите пострадавшего на жесткую поверхность на спину, расстегнув или сняв стесняющую тело одежду;
Встаньте слева от пострадавшего;
Определите правильное месторасположение рук при прове¬дении непрямого массажа сердца;
Положите ладонь одной руки на нижнюю треть грудины, другую руку - на ее тыльную поверхность;
Надавливание осуществляется путем ритмичного сжатия сердца (60-80 раз/мин) между грудиной и позвоночником;
После каждого надавливания проследить за тем, чтобы груд¬ная клетка расправилась (для наполнения полостей сердца веноз¬ной кровью), не отрывая от нее рук;
На момент вдоха массаж сердца прерывают.

1.  В случае поражения электрическим током (молнией):
вывести пострадавшего из-под действия электрического тока, используя подручные средства (доска, палка, сухая одежда, предметы, не проводящие ток), выключите рубильник;
если пострадавший в сознании, без видимых тяжелых ожогов и травм, положите его на спину, расстегните стесняющую дыхание одежду;
не позволяйте ему двигаться. Не давайте пить - это вызовет рвоту и нарушение дыхания;
при отсутствии сознания, но сохранившемся дыхании уложи¬те пострадавшего на бок, на твердую горизонтальную поверхность,
обеспечьте приток свежего воздуха. Обрызгайте водой, разотрите и
согрейте тело;
дать нюхать нашатырный спирт;
в случае нарушения дыхания и сердцебиения, немедленно приступайте к проведению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца. Не прекращайте их до полного появления самостоятельного дыхания и сужения зрачков или до прибытия врача.
2.  При носовом кровотечении:
не запрокидывать голову пострадавшего назад, а наклонить ее вперед, удерживая при этом корпус в прямом положении, расстегнув воротник и пояс одежды;
постараться высморкаться, прочистить носовую полость от слизи и сгустков свернувшейся крови, но лучше это проделать под струей воды;
зажать ноздри минут на 10 пальцами, большим и указатель¬ными;
положить холодный компресс на область носа и затылка;
можно также вложить в нос ватный или марлевый тампон;
если через 5-7 минут кровотечение не прекратится, снова за¬жмите ноздри и вызывайте врача.
3.  При кровотечении (артериальном, венозном):
при сильном артериальном кровотечении (кровь имеет яркокрасный цвет) наложите жгут выше раны, ближе к месту ранения, подложив под него чистую ткань, и затяните его до полной оста¬новки кровотечения;
подложите под жгут записку с указанием точного времени его наложения (не более чем на 1-1,5 ч.). Жгут нельзя закрывать по¬вязками или одеждой;
при венозном кровотечении (кровь имеет темный цвет) – для временной его остановки, поврежденную конечность поднимите вверх и на рану наложите давящую повязку.
4.  При солнечном ударе:
при легком перегревании выведите пострадавшего в прохлад¬ное место, освободите шею и грудь от стесняющей одежды, снимите обувь;
смочите ему лицо и голову холодной водой;
уложите пострадавшего, приподняв ему голову; дайте холодное питье (немного минеральной или слегка подсоленной воды) и разденьте его;
положите на голову смоченное в холодной воде полотенце или наложите холодный компресс на область шеи;
до прибытия врача накладывайте на тело холодные компрессы, пить давайте после того, как пострадавший придет в себя.
5.  При укусах и ужаливании насекомыми (осами, пчелами и т. д.):
при ужаливании 1-2 насекомыми удалите пинцетом или ног¬тями жало с ядовитым мешочком (осторожно, чтобы не раздавить мешочек до удаления жала);
на место отека положите пузырь со льдом;
боль и воспаление облегчают спиртовой компресс, примочки из тертого картофеля, растирание ужаленного места ломтиком чеснока;
если оса или пчела случайно попали в рот, нужно сосать кусочки льда, пить сильно охлажденную воду;
зуд от укусов комаров, мошкары, пчел (после удаления жала) можно устранить, протерев кожу нашатырным спиртом, раствором питьевой соды ( 0,5 чайной ложки на стакан воды), разрезанной луковицей, долькой чеснока, кашицей из поваренной соли, соком одуванчика.
6.  При укусе змеи:
не давайте пострадавшему двигаться;
успокойте его: паника и возбуждение ускоряют кровоток;
зафиксируйте с помощью шины пострадавшую от укуса ко¬нечность;
приложите к месту укуса растертые или разжеванные листья подорожника;
давайте обильное питье;
не прижигайте место укуса марганцовкой, не накладывайте жгут, не давайте алкоголь.
Следует как можно быстрее обратиться за помощью к врачу.
7.  При ушибе:
обеспечьте пострадавшему полный покой;
наложите на место ушиба холодный компресс (смоченный в холодной воде платок, полотенце) или пузырь со льдом.
8.  После термического или электрического ожога:
оттащить пострадавшего от источника поражения;
не поливать обожженную поверхность кожи водой;
наложить на обожженный участок кожи сухую стерильную повязку;
при ожоге глаз сделайте холодные примочки из чая, немед¬ленно вызывайте врача.
Чего категорически не следует делать при силь¬ных ожогах:
обрабатывать кожу спиртом;
прокалывать образовавшиеся пузыри;
смазывать кожу жиром, зеленкой, крепким раствором мар¬ганцовки.
срывать прилипшие к месту ожога части одежды;
прикасаться к нему рукой;
разрешать пострадавшему самостоятельно двигаться;
поливать пузыри и обугленную кожу водой.
9.  При порезах:
при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;
промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином);
обработать рану йодом, наложить повязку;
при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану наложить давящую повязку.
10. При отравлении пищевыми продуктами:
-дать пострадавшему 3-4 стакана воды или розового раствора марганцовки для промывания желудка, чтобы вызвать рвоту.
11. Помощь при утоплении:
как можно быстрее извлеките утопающего из воды; удалите
изо рта и носа ил, грязь, песок;
переверните пострадавшего на живот, затем обеими руками
приподнимите его за ноги и потрясите так, чтобы из дыхательных
путей и желудка вытекла вода;
начинайте сразу же делать искусственное дыхание. При возобновлении у пострадавшего самостоятельного дыхания напоите его горячим чаем, укутайте в одеяло и доставьте в лечебное учреж¬дение.
12. При попадании инородного тела вдыхательные пути:
прежде всего, освободите рот от остатков пищи пальцем, обернутым марлей, платком, повернув голову пострадавшего набок;
ударьте его в межлопаточную область ладонью (но не кулаком) для обеспечения проходимости дыхательных путей;
если эти меры не помогают, то пострадавшего следует немедленно транспортировать в лечебное учреждение.
постарайтесь только придержать его при падении во избежа¬ние травм;
уберите все острые и твердые предметы, способные травми¬ровать больного или случайно нанести травму вам.
Помните: после прекращения судорог больной засыпает и происшедшего с ним не помнит, будить его нельзя!
14.При укусе собаки:
не пытайтесь немедленно остановить кровь (кровотечение способствует удалению слюны собаки из раны);
промойте рану чистой водой;
несколько раз продезинфицируйте кожу вокруг укуса йодом, раствором марганцовки, наложите повязку.
При подозрении на бешенство обратитесь к врачу.

15.При переломе конечностей:
обеспечьте полный покой поврежденного участка тела;
при открытом переломе и наличии кровотечения остановите его при помощи давящей повязки или жгута.
16.При обмороке:
уложите пострадавшего на спину с несколько запрокинутой назад головой и приподнятыми руками, чтобы улучшить кровооб¬ращение мозга. Расстегните воротник и пояс, чтобы шея и грудь не были стянуты, обрызгайте лицо водой, похлопайте по щекам;
дайте вдохнуть пары нашатырного спирта, одеколона, уксуса,
раздражающих слизистую оболочку носа;
в душном помещении откройте окно, обеспечьте доступ све¬жего воздуха.
17. При болях в области сердца:
-    больного необходимо уложить в постель и вызвать врача.
18. При болях в области живота:
уложить больного в постель, вызвать врача.
других мер самостоятельно не предпринимать.
Оказав первую медицинскую помощь, воспитателю, вожатому необходимо обязательно обратиться к врачу!