Новый закон «Об образовании»:
21 декабря 2012 года в окончательной редакции был принят проект Федерального закона №121365-6 «Об образовании в Российской Федерации». Дата вступления закона в силу 1 сентября 2013 года. Этот закон заменит два действующих в настоящее время закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Новый закон внесет много изменений в действующую на сегодняшний день систему образования в Российской Федерации. Так что же нас ждет в ближайшем будущем и каковы эти изменения
В статье 2 ФЗ появляется глоссарий, состоящий из понятий, используемых в новом законе. Раскрываются, например, такие понятия, как «обучающийся», «образовательная организация», «инклюзивное образование», «конфликт интересов педагогического работника», «присмотр и уход за детьми» и другие.
Вторая новелла состоит в изменении формулировок некоторых понятий. На сегодняшний день используется понятие «Образовательное учреждение». В новой редакции это понятие изменяется на понятие «Образовательная организация». Исходя из этого, после вступления изменения в силу образовательным учреждениям необходимо внести соответствующие изменения в свои Уставы в течение трех месяцев после вступления закона в силу. При внесении данных изменений необходимо руководствоваться ст. 2 ФЗ «Об образовании».
Новая редакция закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если такое образование получается гражданином впервые.
В статьях 7, 8, 9 ФЗ «Об образовании» определены полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов В Черняховске  таким органом является Управление образования и охраны детства муниципального образования Черняховский муниципальный район  К его полномочиям относятся:
– организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
– организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;
– создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях;
– создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций;
– обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
– учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями города  и района.
– осуществление иных полномочий в сфере образования, которые закрепляются ФЗ «Об образовании».
Новый ФЗ «Об образовании» определяет следующие уровни общего образования:
1. Дошкольное образование
2. Начальное общее образование
3. Основное общее образование
4. Среднее общее образование
И следующие уровни профессионального образования:
1. Среднее профессиональное образование
2. Высшее образование – бакалавриат
3. Высшее образование – специалитет, магистратура
4. Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
В статье 11 раскрываются такие понятия, как «Федеральные государственные образовательные стандарты». Порядок их разработки, утверждения и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации. Они определяют структуру основных образовательных программ, условия их реализации и др. Т.е. определяют список предметов и количество часов, которые будут являться обязательными к изучению и будут бесплатными.
Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с государственным образовательным стандартом. Согласно новому закону реализация образовательных программ возможна с использованием различных технологий, в том числе допускается использование дистанционных технологий и электронного обучения.
Новым законом предусмотрена возможность сетевой формы реализации образовательных программ. Т.е. обучающиеся смогут осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных организаций.
Статья 16 посвящена понятиям «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и законодательно закрепляет право организаций, осуществляющих обучение, их применять. Т.е. организациям можно осуществлять обучение как с использованием различных баз данных, так и дистанционно (на расстоянии).
Новый ФЗ закрепляет следующие формы получения образования:
– В организациях – в очной, очно-заочной, заочной форме.
– Вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.
Вводятся понятия «Экспериментальная деятельность» – это возможность внедрения новых образовательных технологий, и «Инновационная деятельность» – это деятельность, направленная на совершенствование кадрового, правового, учебно-методического и иного обеспечения системы образования.
После вступления ФЗ в законную силу в Российской Федерации образовательные организации будут подразделяться на следующие типы:
1. Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы:
– дошкольная образовательная организация;
– общеобразовательная организация;
– профессиональная образовательная организация;
– образовательная организация высшего образования.
2. Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы:
– организация дополнительного образования;
– организация дополнительного профессионального образования.
В компетенцию образовательной организации включается установление требований к одежде обучающихся. На свое усмотрение образовательная организация может ввести школьную форму определенного образца.
Также нововведения коснулись и сельских школ. Согласно статье 22 принятие решения о реорганизации или закрытии общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении не допускается без учета мнения жителей этого поселения.
В статье 29 обновлен список информации, которая в обязательном порядке должна содержаться на сайте образовательной организации. Например, теперь помимо сведений о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации, также нужно указывать информацию об опыте работы педагогического работника.
4 глава ФЗ посвящена обучающимся и мерам их социальной поддержки. В качестве таковых указываются:
– полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью и т.п. в случаях, которые установлены ФЗ и законами субъекта Федерации;
– обеспечение питанием в случаях, которые также установлены соответствующими законами;
– обеспечение местами в интернатах и жилыми помещениями в общежитиях;
– транспортное обеспечение;
– получение стипендий и иных денежных выплат;
– предоставление образовательного кредита и иные меры социальной поддержки.
Также как и в действующем законе, в новой редакции предусмотрено по решению организации отчисление несовершеннолетнего обучающегося, однако устанавливается ограничение в том, что отчисление возможно только по достижении им 15 лет.
Впервые законодательно закрепляется особый статус педагогического работника. Указано, что педагогические работники будут иметь следующие трудовые права и социальные гарантии, которые несколько отличаются от тех, которые установлены в действующем на сегодняшний день законе:
– право на сокращенную продолжительность времени. Однако не устанавливается предела количества часов;
– право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. В действующем законе установлен срок в пять лет;
– право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
– право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
– право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако сейчас назначается пенсия за выслугу лет;
– право на предоставление педагогическим работникам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди помещений по договору социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, который представляет собой совокупность жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан временно;
– право педагогических работников, которые проживают и работают в сельских населенных пунктах на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размеры такой компенсации устанавливаются Правительством РФ;
– педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена выплачивается компенсация за работу по подготовке и его проведению. Размеры такой компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, которые выделяются на проведение ЕГЭ.
Новый закон официально закрепляет то, что расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации. К примеру, средняя заработная плата на октябрь 2012 года по Новосибирской области составила 24 354 рублей (wwwgks.ru).
Отдельно отмечается, что педагогический работник организации не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
В законе дана следующая формулировка понятия «Конфликт интересов педагогического работника»: это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Чтобы стало более понятно, попробуем привести пример.
У преподавателя в классе есть ученики, которые обучаются по дополнительной программе, которая выходит за рамки Государственного стандарта и соответственно оплачивается дополнительно его родителями. И также есть те ученики, которые обучаются только по программе строго соответствующей Государственному стандарту и ничего дополнительно их родители не оплачивают. Ну а так как часть суммы за дополнительные платные услуги оплачивается педагогу, то может возникнуть ситуация, в которой педагог будет заинтересован больше уделять внимания тем детям, которые учатся по дополнительным отдельно оплачиваемым программам.
Особое внимание хотелось бы уделить системе оплаты.
Согласно статье 65 нового ФЗ «Об образовании» с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, будет взыматься плата. Учредители детских садов сами вправе устанавливать размер взымаемой с родителей (законных представителей) платы. Но включение расходов на реализацию программы дошкольного образования, а также расходов на содержание имущества образовательных организаций в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком не допускается.
Этой же статьей предусмотрена компенсация родителям (законным представителям) в размере, который устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% на второго, не менее 70% на третьего и последующих детей.
Что же касается организаций, осуществляющих общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, то образовательные программы в рамках государственного стандарта будут реализовываться бесплатно. Однако за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, и ее размер. То же самое касается и образовательных организаций с наличием интерната.
Изменения затронули и высшее образование. Теперь число обучающихся за счет бюджетных ассигнований будет увеличено и составит не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет. Т.е. в сравнении с законом, действующим на сегодняшний день, цифры значительно увеличиваются (в настоящее время – не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ).
Статья 104 регулирует такую услугу, как «образовательный кредит». Т.е. родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося или сам обучающийся, достигший возраста 18 лет, смогут в банке или иной кредитной организации получить целевой кредит на оплату обучения, питания, проживания, приобретения учебной литературы и других бытовых нужд в период обучения.
Несмотря на то, что новый закон «Об образовании» на сегодняшний день вызывает много споров и вопросов у родителей и обучающихся, его введение обещает в ближайшем будущем поднять систему образования на гораздо более высокий уровень и сделать образование более доступным.