«Методические рекомендации по организации деятельности
учреждений дополнительного образования детей
физкультурно- спортивной направленности»













Комитет юношеского и молодежного спорта
ВФПС

Оглавление:

I. Введение
II. Организационные основы деятельности спортивной школы
III. Укомплектованность школы кадрами и их квалификация
IV. Система многолетней спортивной подготовки
V. Типовая программа для спортивных школ
VI. Организация деятельности специализированных классов по видам спорта с продлённым днём обучения и углублённым учебно-тренировочным процессом
VII. Организация деятельности спортивно-оздоровительных лагерей
VIII. Аттестация педагогического персонала
IX. Нормативно-правовые аспекты деятельности УДОСН
X. Основные понятия и определения





















I. Введение

Необходимость настоящего методического пособия обусловлена тем, что в сфере подготовки спортивного резерва столицы происходят бурные изменения, связанные с изменениями нормативно-правовой базы как на региональном, так и на федеральном уровне.
Недавно вступил в силу новый Федеральный закон О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ, который дает ответы на многие актуальные вопросы. Например, законом предусмотрена возможность регулирования правоотношений между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией путем заключения как трудового, так и гражданско-правового договора, что позволяет решить многие вопросы, возникающие в этой области в настоящее время.
Закон раскрывает функции государственных органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и местных властей. В законе появились новые важные положения, которые ранее не были прописаны - например, четко прописаны пункты по борьбе с допингом, появились целые статьи, которых не было в старом законе, и это значительное усилило действующее законодательство.
В федеральном законе уделено особое внимание поддержке спорта среди людей с ограниченными физическими возможностями. В новом законе четко расписаны функции спортивных федераций, правила их регистрации, сферы ответственности, а сами спортивные федерации признаются отдельным видом общественного объединения.
           Впервые в истории в Трудовом кодексе появились понятия "тренер" и "спортсмен", и теперь все взаимоотношения тренеров и спортсменов с работодателями и физкультурно-спортивными организациями регулируются законодательно. Внесение таких изменений в трудовое законодательство позволит избежать проблем, возникающих при трудоустройстве спортсменов и тренеров. Внесенные в Трудовой кодекс поправки определяют порядок заключения и расторжения трудовых договоров для спортсменов и тренеров, а также регулируют вопросы страхования спортсменов.
Следует указать, что московский вариант закона о спорте был разработан в столице еще три года назад, однако он не мог быть принят до вступления в силу нового федерального закона. Очевидно, что субъекты федерации при разработке региональных законов о спорте не должны выходить за рамки федерального законодательства, учитывая, в то же время, задачи, актуальные для каждого конкретного субъекта федерации. Однако региональные аспекты государственной политики в области физкультуры и спорта должны быть конкретизированы в соответствии с той ситуацией, которая складывается в регионе.
Развитие детско-юношеского спорта является в Москве приоритетной заботой столичных властей. За последние годы немало сделано для эффективного использования возможностей физической культуры и спорта во всестороннем гармоничном развитии детей, подростков, молодежи, их подготовке к учебе, труду и защите Родины. В последние годы наметилась положительная тенденция к увеличению числа детей и подростков, активно занимающихся физической культурой и спортом в спортивных школах.
            Детско-юношеские спортивные школы, как учреждения дополнительного образования спортивной направленности (УДОСН): ЦО, ЦОП, МССУОР, ШВСМ, СДЮСШОР, ДЮСШ), являются учреждениями дополнительного образования детей и действуют на основании Федерального закона Российской Федерации "Об образовании".
Тенденция к замедлению роста числа спортивных школ, наметившаяся в середине 1990-х гг., сменилась в последние годы стабилизацией, а с 1999 г. – стабильным ростом, как количества спортивных школ, так и численностью занимающихся в них.
Однако следует признать, что до последнего времени для нужд развития детско-юношеского спорта слабо использовались возможности отечественной спортивной науки, образования и медицины. Анализ практики работы педагогов-тренеров УДОСН позволил установить, что проблема воспитания спортивного резерва в большинстве случаев связываются лишь со спортивными достижениями. Мало внимания уделяется гуманизации взаимоотношений, формам взаимодействия детей, способствующим формированию навыков сотрудничества и совместного преодоления трудностей, наконец, переживанию радости от успешно проделанной работы.
Во многом развитие детско-юношеского спорта сдерживается несовершенством действующих законодательных актов всех уровней, не позволяющих создать необходимые условия (материально-технические, экономические, финансовые, организационно-управленческие) для нормального функционирования системы детского спорта. В результате многие дети и подростки особенно из малообеспеченных семей и сироты, ранее занимавшиеся в спортивных секциях, оказываются на улице и становятся пополнением для криминальной среды.
Необходимо разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности работы спортивных школ с целью вовлечения в регулярные занятия спортом как можно большего числа детей, подростков и молодежи, а наиболее талантливым из них – обеспечить условия для совершенствования спортивного мастерства;
            Остро стоит вопрос о создании системы эффективной подготовки спортивного резерва для региональных и национальных сборных команд. В настоящее время активно ведется работа по пересмотру образовательных стандартов по предмету "Физическая культура" всех уровней образования; готовится новое положение о специализированных спортивных классах.
Разрабатываются социальные нормативы минимальной обеспеченности спортивными сооружениями, спортивным инвентарем и оборудованием организаций детско-юношеского спорта. Услуги массового спорта должны стать объектом государственного регулирования, сформированного с целью обеспечения доступности данного вида обслуживания для всех категорий населения. Данная характеристика рассматриваемых услуг обуславливает их включение в понятие социальных услуг, а также целесообразность использования системы государственных минимальных социальных стандартов для их предоставления.
Разрабатывается порядок и регламент преемственной деятельности образовательно-спортивных учреждений по обеспечению подготовки спортивного резерва, с разграничением конкретных заданий по уровню подготовки и типу учреждения; предполагается разработать и утвердить Единую систему проведения соревнований (включая международные) для спортивных школ, училищ олимпийского резерва, а также для студенческого спорта.
Пересмотрен порядок лицензирования учреждений дополнительного образования спортивной направленности, а также спортивных школ, с учетом вступивших в силу нормативно-правовых документов в области физической культуры и спорта. Внесены изменения в порядок присвоения квалификационных категорий тренерам-преподавателям по видам спорта.
Воспитание будущих чемпионов и рекордсменов мира – дело тонкое, кропотливое, своего рода филигранное. Оно требует большого искусства не только от тренеров, но и от тех специалистов, кто непосредственно занят организацией процесса подготовки, созданием условий для роста спортивного мастерства талантливых атлетов, для их становления, для превращения из новичков в признанных мастеров.





II. Организационные основы деятельности спортивной школы

1. Общие положения

Спортивная школа создается в целях организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования спортивной направленности, пользуются правами юридического лица и в своей деятельности осуществляет следующие задачи:
• обеспечивает необходимые условия для личностного и физического развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
• ведет работу по привлечению занимающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывает всестороннюю помощь общеобразовательным школам в организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в спортивной школе видам спорта;
• выявляет в процессе обучения способных детей и подростков для привлечения их к специализированным тренировочным занятиям и подготовке спортсменов высокого класса для сборных команд Москвы  по  видам спорта;
• обеспечивает приобретение занимающимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и приемами оценки уровня физического развития;
• проводит мероприятия по формированию у занимающихся общей  культуры, организации их содержательного отдыха.
1.1. По инициативе детей в спортивной школе могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами. Администрация спортивной школы оказывает содействие в работе таким объединениям и организациям.
1.2. В спортивной школе не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических, религиозных и экстремистских движений и организаций.
1.3. Спортивная школа имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе и с иностранными,  в установленном порядке.
1.4. Спортивная школа осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами города Москвы, настоящим Регламентом и собственным уставом.  Права и обязанности занимающихся, родителей (законных представителей), сотрудников определяются уставом спортивной школы и иными, предусмотренными уставом актами.
1.5. К педагогической деятельности в спортивной школе допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.
1.6. Педагогические работники имеют право на: участие в управлении спортивной школой, защиту своей профессиональной чести и достоинства, свободу выбора на использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений занимающихся; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.
1.7. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации
1.8. Спортивная школа несет, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за: выполнение функций, определенных ее уставом; реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными администрацией учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и сотрудников учреждения во время проведения образовательного процесса; соблюдение прав и свобод занимающихся и сотрудников учреждения; иную, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
1.9. Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, специализирующиеся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в состоянии здоровья или инвалидность, а также отделения и группы инвалидов и детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, физкультурно-спортивные клубы инвалидов и другие физкультурно-спортивные учреждения и организации, осуществляющие работу с инвалидами, детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии (далее по тексту все эти организации именуются «спортивно-адаптивная  школа»), осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями настоящего Регламента с учетом педагогических особенностей в организации  их работы.

2. Международная деятельность ГОУ ДОСН

ГОУ  ДЮСШ  имеет право участвовать в международной деятельности   по   линии  различных  государственных  и  общественных организаций.
ГОУ  ДЮСШ  имеет право заключать соглашения с зарубежными   учреждениями   и  организациями  об  обмене  делегациями педагогических   работников  и  спортсменов-учащихся  и  о  проведении совместных мероприятий; принимать участие  в  соревнованиях,  семинарах,  тренировочных сборах на территории города Москвы, России и за рубежом; на   этапе   высшего   спортивного   мастерства   -  обеспечивать выступления   спортсменов-учащихся  на  республиканских и  международных соревнованиях.
ГОУ ДЮСШ должна содействовать  обмену  опытом на российском и международном уровне по  спортивной,  оздоровительной, научно-методической и педагогической тематике.
ГОУ ДЮСШ в установленном порядке может открывать валютный счет, осуществлять внешнеэкономическую деятельность; осуществляет  подбор  и  несет ответственность  за  подготовку и оформление работников и учащихся для направления  их  за  рубеж (с целью обмена опытом, участия в различных мероприятиях, соревнованиях, олимпиадах и пр.);
обеспечивает подготовку  спортсменов  к  участию  в соревнованиях г. Москвы,
Российской Федерации и международных соревнованиях.
ГОУ ДЮСШ обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы  и  нормы международного права, касающиеся его сферы деятельности, а также нормы, предусмотренные его Уставом;
3. Лицензирование образовательной деятельности ГОУ ДОСН
Федеральный закон от 27 октября 2008 года  180-ФЗ внес соответствующие изменения в ст. 26 Закона РФ "Об образовании": в абзац третий пункта 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070) внесено изменение, предусматривающее внесение слов "спортивных школах". Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» утверждено Положение, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки.
С 1 июля 2009 года вступает в силу новое Положение о лицензировании образовательной деятельности. В нем, в частности, определен порядок определения затрат на проведение экспертизы при осуществлении лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций, а также регламентирован порядок подготовки экспертов экспертных комиссий лицензирующих органов.
Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки.
Лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленной компетенцией осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования (далее - лицензирующие органы).
Лицензирующие органы субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (за исключением соискателей лицензий и лицензиатов, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к компетенции федерального лицензирующего органа), и их филиалов, в том числе расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 утверждено «Положение о лицензировании образовательной деятельности»

4. Условия зачисления в спортивную школу, комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый последующий год обучения.

Участниками учебно-тренировочного процесса в спортивной школе  являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители). Порядок приема детей в спортивную школу определяется учредителем спортивной школы и закрепляется в ее уставе. При приеме детей спортивная школа обязана ознакомить их и их родителей (законных представителей) с уставом спортивной школы и другими    документами, регламентирующими организацию учебно-тренировочного  процесса.
Зачисление учащихся в спортивную школу производится приказом  директора школы по письменному заявлению поступающего при  согласии  родителей, с письменного разрешения врача-педиатра поликлиники по месту жительства или врача общеобразовательной школы.
Занятия в спортивной школе проводятся по специальным программам,   разрабатываемым и утверждаемым школой на основе программ по видам спорта, допущенных Федеральным органом управления в сфере  физической   культуры и спорта.
Минимальный возраст зачисления детей в спортивную школу по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) – СанПиН 2.4.4. 1251-03 (в соответствии с таблицей № 2), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г . № 27.
Максимальный возраст занимающихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год по согласованию с Учредителем.)
               
5. Группы видов спорта и минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта.

Таблица №  1

Виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр.

Возраст 1 группа 2 группа 3 группа
6 Спортивная гимнастика (дев.)   
Гимнастика художественная   
Фигурное катание   
7 Воднолыжный спорт    Настольный теннис
Спортивная гимнастика (мальчики)    Теннис
Прыжки в воду    Плавание
Синхронное плавание   
Фристайл   
8 Горнолыжный спорт Баскетбол Бадминтон
Сноуборд Футбол
9 Биатлон Бейсбол Конькобежный спорт
Легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом) Водное поло Легкая атлетика
Прыжки на лыжах с трамплина Волейбол Лыжные гонки
Парусный спорт Гандбол Шорт-трек
Лыжное двоеборье Хоккей
    Хоккей на траве
    Софтбол
10 Велоспорт    Бокс
Фехтование    Вольная борьба
Конный спорт    Греко-римская борьба
Современное пятиборье    Гребля академическая
Санный спорт    Гребля на байдарках и каноэ
Стрельба пулевая    Дзюдо
Триатлон    Тяжелая атлетика (юн)
    Тхэквандо (ВТФ)
11 Стрельба из лука   
Стендовая стрельба   
12 Бобслей    Тяжелая атлетика (дев.)

Таблица №  2
Неолимпийские виды спорта

7 Спортивная акробатика    Спортивная аэробика
Танцевальный спорт    Дартс
Акробатический рок-н-рол    Шейпинг
Прыжки на батуте    Шахматы
    Шашки
    Ушу
8    Спортивное ориентирование
    Спортивный туризм
    Гольф
9    Городошный спорт
    Регби
    Хоккей с мячом Го
    Флорбол
10 Альпинизм    Армспорт
Полиатлон    Самбо
Скалолазание    Бильярд
Стрельба из арбалета    Восточное боевое единоборство
    Каратэ
    Киокусинкай
    Пауэрлифтинг
    Кикбоксинг
    Айкидо
    Рукопашный бой
    Гиревой спорт

При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа, в порядке эксперимента, может осуществлять набор детей более раннего возраста в спортивно-оздоровительные группы.
Условиями данного набора является:
- наличие Распоряжения Департамента физической культуры и спорта города;
- наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
- наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
- сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или документа об окончании специальных курсов повышения квалификации.
Порядок зачисления учащихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора спортивной школы.
Спортивно-оздоровительные группы школы формируются как из числа вновь зачисляемых,  так и из занимающихся в ней, но не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видам спорта.
При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих, отбор производится по уровню физического развития и состояния здоровья. Порядок проведения отбора устанавливается спортивной школой и доводится до сведения общественности.
В учебно-тренировочные группы зачисляются только практически здоровые обучающиеся, после прохождения этапа начальной подготовки не менее одного года при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных рекомендованными учебными программами по видам спорта.
В группы спортивного совершенствования (ГСС) и высшего спортивного мастерства (ГВСМ) зачисляются спортсмены, выполнившие норматив, кандидата в мастера спорта России (по игровым видам спорта – первого спортивного разряда).
На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды Москвы, показывающие стабильно высокие результаты. Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.
При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства  списки  занимающихся (спортсменов) утверждаются учредителем.
Обучающиеся спортивных школ, направленные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, команды мастеров по игровым видам спорта, по договору между данными организациями и спортивной школой могут выступать за ее команду в течение двух лет.
Спортивная школа  в течение указанного срока сохраняет за тренерами-преподавателями, администрацией школы и специалистами ранее установленные надбавки (доплаты) за подготовку этих спортсменов.
Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом  мер безопасности при проведении занятий в соответствии с рекомендованной программой по виду спорта. При отсутствии в  этой программе нормативов по наполняемости учебных групп и максимальном объеме учебно-тренировочной нагрузки следует придерживаться параметров, приведенных в таблице № 3 (в спортивно-адаптивной школе – приложение № 13)












Таблица № 3
6. Минимальная наполняемость, максимальный состав и объем учебно-тренировочной работы

Период обучения (лет) Минимальная наполняемость групп не более (чел.) Максимальный объём учебно-тренировочной нагрузки (час/нед.)
Спортивно- оздоровительный весь период 15 до 4
Начальной подготовки первый год 15 6
второй год 12 9
третий год 12 9
Учебно-тренировочный первый год 10 12
второй год Устанавливаются учреждением 15
третий год     18
четвертый год     18
пятый год     20
Спортивного совершенствования до года     24
свыше года     28
Высшего спортивного мастерства весь период     32
Примечания: 1. Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки.
2. Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки (работы), начиная с учебно-тренировочного этапа свыше двух лет подготовки, может  быть сокращен не более чем на 25%.
При объединении в одну группу занимающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности не допускается превышать разницу в уровне их спортивного мастерства более двух спортивных разрядов.
Перевод занимающихся (в т.ч. досрочно) в группу последующего года обучения или этапа спортивной подготовки осуществляется решением тренерского совета на основании продолжительности занятий, выполнения контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке и заключения врача (медицинской комиссии).
Учащимся, не выполнившим предъявляемые требования, предоставляется возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах школы.
Выпуск учащихся оформляется приказом директора спортивной школы. Выпускниками спортивной  школы являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам спортивной школы выдается паспорт спортсмена с указанием уровня их спортивной подготовки и рекомендациями по дальнейшему спортивному совершенствованию.
Организация образовательного процесса предусматривает, что:
1) основной формой образовательной работы с детьми являются занятия в учебных группах;
2) количество обучающихся в группах определяется в зависимости от состояния здоровья, возраста детей, срока обучения и закрепляется уставом учреждения;
3) продолжительность учебного года во всех группах - 36 недель, продолжительность академического часа - 45 минут.
Требования к условиям проведения образовательного процесса в рамках предоставления услуги "Организация обучения по программам дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности".
При работе с детьми должен осуществляться дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.
Режим деятельности потребителей Услуги должен удовлетворять следующим требованиям:
1) режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен быть утвержден руководителем учреждения;
2) расписание занятий в учреждениях составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях;
3) между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа;
4) начало занятий в учреждениях должно быть не ранее 8.00 ч;
5) занятия учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы;
6) продолжительность занятий детей в учреждениях в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.

7. Организация учебно-тренировочного процесса

Спортивная школа организует работу с учащимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных мероприятий, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы отдельно для каждого вида спорта или по индивидуальным планам занимающихся.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, инструкторская и судейская практика. Работа по индивидуальным планам обязательна на этапах спортивного совершенствования и  высшего  спортивного мастерства.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению предложений тренеров-преподавателей школы в целях установления более благоприятного режима тренировок и  отдыха учащихся, обучения их в общеобразовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Содержание учебно-тренировочных занятий должно соответствовать утвержденным учебно-тренировочным программам по видам спорта.
Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность спортивной школы, осуществляющей учебно-тренировочный процесс и основываются на результатах соответствующих научных исследований в области физической культуры и спорта и практики проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация учебно-тренировочного процесса в спортивной школе без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов по различным видам спорта не допускается.
По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, при необходимости привлекаются дополнительно тренеры-преподаватели и другие специалисты  (в пределах количества часов программы по виду спорта).

8. Документация спортивной школы

Спортивная  школа должна иметь следующую документацию:
- анализ работы за прошедший год,
- годовой план работы школы, утвержденный вышестоящей организацией. План на месяц, включающий разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной, методической, финансово - хозяйственной работы, повышения квалификации, медицинского обеспечения, работы с родителями, общеобразовательными школами и другими организациями,  внутришкольного  контроля;
-протоколы соревнований, приемных, контрольных и выпускных нормативов и анализ их выполнения по общей физической, специальной и технической подготовке, график  проведения испытаний;
-личные карты спортсменов, тренеров-преподавателей школы по установленной форме;
- расписание учебных занятий;
- журналы учета учебно-тренировочных занятий тренеров - преподавателей по спорту (типовые):
- списки учащихся школы по отделениям и учебным группам, с указанием возраста, года обучения и спортивной подготовленности на начало учебного года, утвержденные приказом директора;
- тарификационные списки тренерско-преподавательского состава;
- протоколы педагогических и тренерских советов;
- личные дела работников школы, книги приказов, выдачи трудовых книжек, доверенностей и другие документы;
-   копии отчетов по форме 5-ФК (хранятся в школе не менее 5 лет).
Тренеры – преподаватели по спорту должны иметь утвержденные администрацией школы поурочные программы (конспекты), индивидуальные планы подготовки спортсменов, разработанные в соответствии с современными научно-методическими требованиями, журналы учета учебной работы тренеров- преподавателей по спорту.