Приложение к приказу от ____________200 г. № _____
Перечень
документации спортивной школы
(типовой проект).
1. Приказ директора об организации работы спортивной школы на учебный год.
2. Список групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
3. Тарификационные списки тренерско – преподавательского состава.
4. Расчет- обоснование штатного расписания спортивной школы на 200.. год.
5. Табель учета использования рабочего времени тренеров – преподавателей спортивной школы по установленной форме.
6. Список руководящего и тренерского состава спортивной школы по установленной форме.
7. Годовой план работы спортивной школы.
8. Личные карты тренеров – преподавателей по установленной форме.
9. Личные карты спортсменов по установленной форме.
10. Календарь соревнований и учебно – тренировочных сборов на учебный год.
11. Контрольные задания спортсменам и тренерам спортивной школы на учебный год.
12. Приказы по школе о присвоении спортивных разрядов (списки).
13. Индивидуальные планы подготовки спортсменов, занимающихся в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (на кандидатов в сборные команды Р.Ф. и города).
14. Расписание занятий.
15. Журнал учета работы тренера – преподавателя
16. Планы учебно – тренировочных занятий
17. Статистический отчет по форме 5ФК и описательный отчет о работе спортивной школы за последние пять лет.
18. Журнал контроля учебно – тренировочного процесса в спортивной школе.
19. Журнал тренерских и педагогических Советов.
20. Анализ работы тренеров за год (ст.тренеры ).
21. План работы родительского комитета (список родителей).
22. Ведомость сдачи контрольных нормативов (или протоколы).
23.Анкеты - заявления учащихся (заверенные родителями)
Приложение № 5
рмативу за каждогозанимающегося или в зависимости от объема н « Утверждаю»
директор спортивной школы №
____________(___________)
«___»__________200 года.
Примерный план
(примерный)
работы спортивной школы № (вид спорта) на 2008- 2009 учебный год..
(структура и основные примерные вопросы плана работы на год).
1. Организационные мероприятия.
Разработка проекта приказа директора школы об организации работы школы на 200_-200_ учебный год.
1.2. Разработка планирующих документов:
а) план работы школы на учебный год;
б) Расписание занятий:
- зимний период обучения,
- летний период обучения.
в) план – график УТС и соревнований на учебный год;
г) план – график приема контрольных, переводных и выпускных нормативов;
д) контрольные задания тренерам преподавателям школы на учебный год;
1.3. Проведение конкурсного набора в спортивную школу.
1.4. Отбор и утверждение кандидатов для комплектования спецклассов на 2007-2008 учебный год.
1.5. Подготовка проекта приказа директора школы об утверждении групп начальной подготовки.
1.6. Подготовка и оформление материалов для присвоения спортивных званий и разрядов.
1.7. Контроль за проведением учебных занятий тренерами – преподавателями.
1.8. Проведение собраний руководящего тренерского состава школы и родительского комитета.
1.9. Организация и проведение выпускного вечера школы.
1.10. Подготовка приказов директора школы о командировании на УТС и соревнования.
1.11. Подготовка отчетов о работе школы за прошедший год, в том числе по форме 5ФК.
2. Методическая работа и мероприятия по повышению
квалификации тренеров – преподавателей.
2.1. Проведение тренерских и педагогических советов школы.
2.2. Проведение открытых и показательных уроков.
2.3. Организационные мероприятия по повышению квалификации тренеров –преподавателей спортивной школы.
2.4. Просмотр по договоренности учебно-тренировочных занятий сборных команд города или команд мастеров по игровым видам спорта.
2.5. Участие в научно-методических конференциях, семинарах.
3. Учебно – спортивная работа.
3.1. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий.
3.2. Участие в городских, всероссийских и международных соревнованиях и турнирах.
3.3. Организация и проведение УТС.
3.4. Организация и проведение внутришкольных соревнований.
3.5.Прием контрольных, переводных и выпускных нормативов.
4. Воспитательная и пропагандистская работа.
4.1. Проведение общешкольных собраний и в учебных группах.
4.2. Организация работы родительского комитета спортивной школы.
4.3. Проведение встреч с ветеранами спорта.
4.4. Участие в показательных выступлениях на спортивных праздниках, зрелищных мероприятиях и т.п.
4.5.Оказание методической помощи общеобразовательным школам Административного округа в проведении массовых спортивных мероприятий.
4.6. Участие руководящего и тренерского состава спортивной школы в работе совместных педагогических советов образовательных школ.
5. Медицинское обеспечение.
5.1. Углубленное медицинское обследование учащихся спортивной школы.
5.2. Этапное комплексное обследование учащихся спортивной школы.
5.3.Текущий медицинский контроль в ходе УТЗ.
5.4. Проведение профилактических, лечебных и восстановительных мероприятий.
5.5. Контроль за санитарным состоянием мест занятий и исправностью спортивного имущества и оборудования.
6. Материально-техническое и финансовое обеспечение
спортивной школы.
6.1. Составление заявки на обеспечение спортивной школы необходимой спортивной формой и инвентарем на учебный год и представление ее в соответствующую организацию, занимающуюся вопросами снабжения школы.
6.2. Экипировка учащихся школы.
6.3.Подготовка расчета- обоснования по оплате тренерско- преподавательского состава школы.
6.4. Согласование с вышестоящей организацией мест и сроков проведения спортивно-оздоровительных лагерей.
6.5.Подготовка предварительной сметы на проведение спортивно-оздоровительных лагерей.
6.6. Подготовка и направление в соответствующие организации гарантийных писем на проведение СОЛ.
6.7. Представление отчетов о расходовании денежных средств на проведение УТС и соревнований.
Спортивная школа должна иметь следующую документацию:
- анализ работы за прошедший год,
- годовой план работы школы, утвержденный вышестоящей организацией, план на месяц, включающий разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной, методической, финансово - хозяйственной работы, повышения квалификации, медицинского обеспечения, работы с родителями, общеобразовательными школами и другими организациями, внутришкольного контроля;
-протоколы соревнований, приемных, контрольных и выпускных нормативов и анализ их выполнения по общей физической, специальной и технической подготовке, график проведения испытаний;
-личные карты спортсменов, тренеров-преподавателей школы по установленной форме;
- расписание учебных занятий;
- журналы учета учебно-тренировочных занятий тренеров - преподавателей по спорту (типовые):
- списки учащихся школы по отделениям и учебным группам, с указанием возраста, года обучения и спортивной подготовленности на начало учебного года, утвержденные приказом директора;
- тарификационные списки тренерско-преподавательского состава;
- протоколы педагогических и тренерских советов;
- личные дела работников школы, книги приказов, выдачи трудовых книжек, доверенностей и другие документы;
- копии отчетов по форме 5-ФК (хранятся в школе не менее 5 лет).
Тренеры – преподаватели по спорту должны иметь утвержденные администрацией школы поурочные программы (конспекты), индивидуальные планы подготовки спортсменов, разработанные в соответствии с современными научно-методическими требованиями, журналы учета учебной работы тренеров- преподавателей по спорту.
Документы, регламентирующие деятельность учреждения по оказанию услуги "Организация обучения по программам дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности":
1) приказ Государственного комитета спорта Российской Федерации от 26.05.2003 № 345 "Об утверждении "Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем";
2) Санитарные правила и нормативы (далее по тексту - СанПиН) 2.4.4.1251-3 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования;
3) Государственный стандарт (далее по тексту - ГОСТ) Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования;
4) ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей;
5) Правила пожарной безопасности в Российской (далее по тексту - ППБ) 01-93 Федерации;
6) СанПиН 2.1.2.1188-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества;
7) Строительные нормы и правила (далее по тексту - СНиП) 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений;
8) СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование;
9) Правила пожарной безопасности (ППБ 104-03). Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;
10) ведомственные строительные нормы (далее по тексту - ВСН) - ВСН 46-86, ВСН 2-85, ВСН 1-73.
Положение (устав) учреждения, предоставляющего Услугу,
должно включать в себя следующие сведения:
1) предназначение учреждения;
2) порядок его формирования, деятельности, реорганизации и ликвидации;
3) источники финансирования;
4) юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
5) ведомственная принадлежность и подчиненность;
6) штатное расписание, правила внутреннего распорядка;
7) порядок принятия (зачисления) населения на обслуживание и снятия с него;
8) основные задачи деятельности, категории обслуживаемых лиц;
9) структурные подразделения, основные направления их деятельности, объем и порядок предоставления ими Услуги в соответствии с настоящим Стандартом.
Устав учреждения должен быть согласован с Департаментом физической культуры и спорта города.
Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления Услуги, определять методы (способы) ее предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
7. Деятельность учреждения регламентируется
1) инструкции по правилам техники безопасности;
2) инструкции по эксплуатации оборудования (паспорта техники);
3) инструкции по персоналу (должностные инструкции);
4) инструкции по охране труда;
5) инструкции противопожарной защиты и охраны труда;
6) иные инструкции.
7) правила внутреннего трудового распорядка;
8) учебные планы, расписание занятий;
9) правила поведения учащихся (воспитанников);
10) методики и программы проведения физкультурных и спортивных занятий дополнительного образования;
11) правила поведения учащихся в учреждении и на спортивных сооружениях;
12) санитарные правила и нормы.
8. Спортивный паспорт
Спортивный паспорт является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена.
В спортивном паспорте указываются:
1) фамилия, имя, отчество спортсмена;
2) пол;
3) дата рождения;
4) принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации;
5) выбранные виды спорта и спортивные дисциплины;
6) сведения о присвоении спортивных разрядов и спортивных званий;
7) сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов;
8) отметка о прохождении спортсменом медицинских осмотров;
9) результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях;
10) сведения о спортивной дисквалификации;
11) сведения о государственных наградах и об иных формах поощрения;
12) фамилия, имя, отчество тренера;
13) иные связанные со спецификой выбранных видов спорта сведения.
Принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией.
В случае, если спортсмен зачислен в образовательное учреждение среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и с ним не заключен договор, указанный в части 3 настоящей статьи, принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании приказа о зачислении в образовательное учреждение.
Порядок ведения, порядок выдачи, порядок замены спортивных паспортов, порядок функционирования единой системы учета спортивных паспортов устанавливаются Положением о спортивном паспорте. Положение о спортивном паспорте и образец спортивного паспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Спортивный паспорт - документ единого образца, удостоверяющий спортивную принадлежность и квалификацию спортсмена.
Спортивный паспорт выдается гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, которые систематически занимаются избранным видом спорта.
I. Укомплектованность школы кадрами и их квалификация
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов (тренеров-преподавателей и инструкторов по спорту) в соответствии со штатным расписанием.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности. При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к потребителям Услуги максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие профессиональную квалификацию, подтвержденную документами об образовании. В отдельных случаях, вызванных производственной необходимостью, педагогической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующим квалификационным характеристикам способности.
Штатное расписание спортивной школы
Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда.
Приложение № 15
Рекомендуемый перечень должностей спортивной школы
Наименование Примечание
Директор
Заместитель директора по учебно-спортивной работе
Заместитель директора по методической (научно-методической работе)
Заместитель директора по спортивно-массовой работе
Заместитель директора по безопасности
Заместитель директора по хозяйственной части
Заведующий отделением (начальник отдела) На каждое структурное подразделение
Инструктор-методист (включая старшего)
Спортсмен-инструктор
Педагог-психолог
Педагог-организатор
Юрист-консультант
Врач
Медсестра
Массажист
Главный бухгалтер
Бухгалтер
Кассир
Секретарь-референт
Заведующий хозяйством
Заведующий складом
Уборщик 1 ставка на 500 кв.м убираемой площади
Рабочий по комплексному обслуживанию помещений 1 ставка на 400 кв.м обслуживаемой площади
Дворник В соответствии с местными нормативами убираемой площади
Сторож-вахтер При наличии отдельно стоящего здания: 4 ставки при круглосуточной охране, 2,3 ставки при охране в ночное время и выходные дни.
Количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с учебной программой специалистов определяется количеством групп и годовым объемом учебно-тренировочной нагрузки на все группы, а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов путем деления суммарного процента на 100.
Дополнительные ставки при наличии в оперативном управлении спортивной школы сооружений вводятся на основе расчета потребности в штатных единицах, согласованного с местным (региональным) органом управления по труду.
При расчете количества рабочих (специалистов) по тренингу спортивных животных (лошади, собаки) за основу рекомендуется брать единицу времени, необходимого для тренинга животного в соответствии с утвержденной учебной программой.
Критерии оценки профессиональных компетенций:
- стратегия и цели развития спортивной организации;
- основные показатели работы организации в целом и ее отдельных подразделений и сотрудников;
- возможности смешанной модели финансирования с привлечением внебюджетных средств;
- кадровая политика и развитие системы мотивации персонала;
- вопросы повышения квалификации персонала и др.
Целевые программы переподготовки и повышения квалификации:
- стратегический менеджмент и система оценки показателей деятельности;
- финансовая политика и механизм внебюджетного финансирования;
- PR-деятельность и корпоративная культура;
- кадровая политика и мотивация персонала;
- информационные технологии и электронный документооборот;
- коммуникационный менеджмент и управление конфликтами (особенно для тренеров);
- системная работа с родительскими комитетами и т.д.
Спортивная школа, при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы руководствуется нормами, предусмотренными "Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем" (приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 г . № 345) . "Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования" (приказ Госкомспорта России от 03марта 2004 г . № 190/л).
В случае отсутствия собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов спортивной школы должны быть предусмотрены расходы на арендную плату в размере согласно заключенным договорам.
В оперативном управлении спортивной школы может находиться оздоровительный лагерь для обеспечения учебно-тренировочного процесса и оздоровления юных спортсменов в каникулярное время.
При отсутствии у спортивной школы собственного оздоровительного лагеря необходимо предусмотреть финансирование расходов на оплату путевок в детские спортивно-оздоровительные лагери, проводящие профильные (спортивные) смены или на организацию и проведение учебно-тренировочных сборов (в т.ч. в виде полевого лагеря).
С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса спортивные школы должны иметь собственный специализированный автотранспорт.
Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура должны быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты из эксплуатации.
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.
II. Система многолетней спортивной подготовки
Спортивная школа организует учебно-тренировочный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.
Таблица №1
Организационная структура многолетней спортивной подготовки
Этапы
подготовки Основная задача этапа Период подготовки Физкультурно
-спортивный клуб
по месту жительства и учебы ДЮСШ СДЮШОР УОР
Спортивно- оздоровитель-ный Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности весь период + + * -
Начальной подготовки Базовая подготовка и определение вида спорта для дальнейшей специализации до 3 лет + + + -
Учебно-тренировочный Специализация и приобретение устойчивого навыка в избран-ном виде спорта до 5 лет * + + *
Спортивного совершенство-вания Углубленная тренировка и совершенствова-ние спортивного мастерства до 3 лет - * + +
Высшего спортивного мастерства Реализация индивидуальных возможностей 3 года и более (с учетом возрастного ценза) - * * +
Условные обозначения: "+" - основные этапы подготовки
"*" - рекомендуются при наличии условий и возможностей
"-" - не рекомендуется
Приложение № 19
Модель-схема построения системы многолетней подготовки спортсменов в образовательных учреждениях спортивной направленности
(преимущественная направленность тренировки).
Предварительная подготовка
(группы начальной подготовки)
решаются образовательные, воспитательные, оздоровительные и развивающие задачи:
укрепление здоровья, улучшение физического развития;
овладение основами техники выполнения физических упражнений;
приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;
определение вида спорта для последующих занятий;
привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
воспитание волевых качеств.
Начальная спортивная специализация
(учебно-тренировочные группы 1-2 года обучения):
достижение всесторонней физической подготовленности;
овладение основами техники избранного вида спорта;
воспитание основных физических и волевых качеств;
приобретение соревновательного опыта в различных видах спорта;
определение спортивных задатков и способностей;
уточнение спортивной специализации.
Углубленная специализация в избранном виде спорта
(учебно-тренировочные группы 3-5 года обучения):
совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств;
повышение уровня подготовленности;
накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта;
совершенствование волевых качеств.
Спорт высших достижений
(группы спортивного совершенствования и высшего мастерства):
совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств;
повышение тактической подготовленности;
освоение тренировочных нагрузок;
достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (выполнение норматива мастера спорта);
совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности.
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
а) анализ показателей развития физической подготовленности и освоения спортивных навыков занимающимися;
б) сдача контрольных нормативов по ОФП, СФП, ТТМ с целью комплектования отделений;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
Критерии оценки деятельности тренера-преподавателя на этапах многолетней подготовки:
а) спортивно-оздоровительный:
- расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности занимающихся;
б) начальной подготовки:
- сохранение стабильности состава занимающихся;
- динамика роста индивидуальных показателей физического развития и подготовленности занимающихся;
- уровень освоения основ техники занимающимися в избранном виде спорта.
в) учебно-тренировочный:
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности занимающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок занимающимися, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов спортивной классификации занимающимися для зачисления на этап спортивного совершенствования;
г) спортивного совершенствования:
- уровень общей и специальной физической подготовленности, технико-тактического мастерства и функционального состояния организма занимающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- выполнение нормативов спортивной классификации для зачисления на этап высшего спортивного мастерства;
- зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и включение в состав сборной команды Москвы;
д) высшего спортивного мастерства:
- включение в состав сборной команды Москвы;
- положительная динамика результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- достижение результатов уровня сборных команд России.
Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель – в условиях спортивно-оздоровительного лагеря.
Планирование процесса подготовки
Учебный план подготовки спортсмена отражает: цели обучения, категорию занимающегося, продолжительность обучения, режим тренировочных занятий, перечень разделов и дисциплин вида спорта, количество (академических) часов по разделам и дисциплинам.
Учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает: описание тем и разделов, виды учебных занятий, количество часов, отведенных на различные виды занятий, формы и виды контроля.
Учебная программа предусматривает: введение, перечень тем, реферативное описание тем или разделов, наименование видов занятий по теме, методические рекомендации по реализации учебной программы, список учебно-методических материалов и пособий.
Учебный план и программа должны составляться с учетом исходного уровня подготовки спортсмена и подготовленности тренера-преподавателя. Программа охватывает комплекс параметров подготовки и предусматривает последовательность и непрерывность многолетнего процесса подготовки и преемственность в решении задач укрепления здоровья, воспитания стойких интересов к занятиям, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. В программе следует предусмотреть раскрытие содержания учебно-тренировочного и воспитательного процесса, планы по разделам подготовки, учебный материал по видам подготовки, систему приема контрольных нормативов и способы их оценки, календарный план соревнований на каждый этап подготовки.
Эффективность процесса подготовки предпочтительно оценивать по показателям: уровня здоровья и физического развития; уровня подготовленности (физической, технической, тактической, специальной, психической); по достигнутым спортивным результатам; положительным изменениям физического состояния спортсмена, критериям.
Одним из важнейших вопросов планирования учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по периодам и этапам годового цикла, а также детализация его по недельным циклам как основным структурным блокам планирования.
Учебная программа подготовки спортсмена содержит: календарь соревнований (главных, основных, отборочных, контрольных); учебно-тренировочные сборы; структуру годичного тренировочного цикла.
Нормативная часть программы включает: приемные и переводные нормативы (тесты), соотношение средств ОФП, СФП, СТП, ТТП подготовки и показатели соревновательной нагрузки. С учетом календарного плана соревнований следует регламентировать объем специализированных тренировочных нагрузок, соревнований и время на восстановление.
По мере подготовленности спортсмена повышается удельный вес спортивно-технической, специальной физической и специальной технической подготовки. При этом постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок, направленных на общефизическую подготовку.
Принцип комплексности предусматривает взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса и уровня подготовленности: физической, технико-тактической, психологической, теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и врачебного контроля, восстановительных мероприятий.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по годам обучения и соответствия его с требованиями высшего спортивного мастерства. Обеспечение в учебно-тренировочном процессе преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей физической, технико-тактической подготовленности и спортивных результатов.
Преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.
Основные задачи и содержание процесса многолетней подготовки.
Начальная подготовка: изучение и определение пригодности к занятиям видом спорта, всесторонняя физическая подготовка, обучение основам вида спорта, воспитание устойчивого интереса к тренировочным занятиям.
Учебно-тренировочный этап: общая физическая, специальная физическая подготовка, развитие физических качеств, приобретение навыка техники исполнения, воспитание морально-волевых качеств, привитие гигиенических навыков.
В спорте высших достижений. На базовом периоде – ОФП, СФП, ТТП:
в специальном подготовительном периоде – освоение соревновательных программ, развитие специальных физических качеств, достижение запланированных результатов;
в соревновательном периоде – тренировка по соревновательной программе, определение наивысших возможностей организма спортсмена;
в переходно-подготовительном периоде – снижение общей физической нагрузки, корректировка планов подготовки;
в переходном периоде – дальнейшее снижение нагрузки, активный отдых, реабилитация, лечение травм.
Условия зачисления в учреждение, переводы занимающихся на последующий год обучения, этапы многолетней спортивной подготовки.
На этап начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.
На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд кандидата в мастера спорта, а по командным игровым видам спорта - первый (юношеский) спортивный разряд. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) требования норм "Мастера спорта России", "Мастера спорта России международного класса", а в командных игровых видах спорта - разряд "Кандидата в мастера спорта". Возраст спортсмена не ограничивается, если его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.
III. Типовая программа для спортивных школ
(ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР)
Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от должного обеспечения учебно-воспитательного процесса юных спортсменов программно-методическими документами, определяющее значение среди которых имеют учебные программы по видам спорта.
Необходимо постоянное совершенствование и актуализация программных документов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. В основу типового плана-проспекта учебной программы должны быть заложены требования нормативно-правового характера, регулирующие организационно-методическую деятельность спортивных школ.
Организация тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации наряду с общими закономерностями построения тренировочного процесса имеет ряд особенностей по форме и содержанию. Исходя из структуры многолетней системы подготовки, осуществляется планирование тренировочного процесса на его отдельном этапе. Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок.
Для правильной организации тренировочного процесса юных спортсменов нужно знать основные положения возрастной периодизации детей, подростков и юношей, которые представлены ниже.
Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей
Педагогическая:
9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)
Физиологическая:
9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)
В группах ДЮСШ:
9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)
По правилам соревнований:
9-10 лет (младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)
По этапам многолетней подготовки:
12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Целевое управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени.
Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем: сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы).
Основным компонентом системы управления является разработка тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации, состоящей из перспективных планов, ряда идей и предположений, которые предстоит реализовать.
Алгоритм реализации учебно-тренировочной программы:
1. тренер получает текущую информацию о состоянии объекта воздействия;
2. проводится корреляция программы с учетом полученных данных, определяется целесообразность дальнейшего использования выбранных средств и методов.
Под алгоритмом понимается последовательность выполнения запрограммированных действий с учетом программных требований. Отклонение от заданного программой алгоритма действий приводит к нарушению взаимодействия между элементами системы и недостижению запрограммированного результата.
Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов:
1. разработка конечной цели;
2. постановка задач, выделение этапов подготовки;
3. подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, их сочетание;
4. практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой;
5. контроль, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой;
6. подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе;
7. критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам.
Основной момент - найти оптимальное соотношение средств и методов достижения цели с учетом индивидуальных способностей, возможностей спортсменов, их адаптивной реакции на предложенные нагрузки. Важно сочетать тренировочные нагрузки различной направленности, стараясь избегать шаблонного построения тренировочного процесса.
Структурные компоненты тренировочного процесса
Тренировочный процесс представляет собой единую структуру соподчиненных звеньев и в зависимости от времени его реализации может представлять собой микро, мезо, и макроструктуру.
Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в себя от 2-3 тренировочных занятий до нескольких.
В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, места в системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов: собственно тренировочные микроциклы, подводящие, соревновательные и восстановительные. В системе подготовки лыжника микроцикл представляет "малые" волны, выполнение нагрузок чередуется с интервалами отдыха.
Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по времени от 2 до 6 недель. Основу составляют "средние" волны, т.е. колебание нагрузок, их увеличение и снижение. Это обусловлено необходимостью, достичь максимального тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать адаптационные возможности организма спортсмена, в данном случае юного лыжника-гонщика.
Макроструктура представляет собой совокупность микро и мезоциклов и является более завершенной глобальной структурой. Макроцикл является "большой" волной, продолжительной по времени, от 3-4 месяцев до года, двух, четырех лет.
Структурная организация тренировочного процесса не представляет собой постоянную цепочку из одних и тех же последовательных звеньев. Помимо микро, мезо и макроциклов существуют такие элементы, как период и этап, тренировочное занятие и его элементы, тренировочные требования.
В годичном цикле подготовки выделяют 3 периода:
а) подготовительный период,
б) соревновательный период,
в) переходный период.
Тренировочное занятие, является одним из наименьших по длительности и сложности организации элементов в системе подготовки, в то же время неотъемлемая и обязательная составляющая микро, мезо, макроструктур. Тренировочное занятие состоит из ряда последовательных звеньев, ему свойственны следующие положения:
1. упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств, методов, видов подготовки спортсменов);
2. соотношение компонентов нагрузки (объем и интенсивность);
3. последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей).
Выделяют такой компонент тренировочного процесса как тренировочное задание. Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки, неотъемлемая часть всего тренировочного процесса, обязательный элемент всех остальных структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их места и времени реализации, количественного и качественного состава в системе подготовки зависит конечный результат.
Выделяют следующие главные структурные компоненты при рассмотрении системного подхода к тренировочному процессу:
а) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации;
б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена;
в) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося.
Материал для практических занятий на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе рекомендуется представлять в виде тренировочных заданий (ТЗ), сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: ТЗ разминки, ТЗ для развития отдельных двигательных способностей, ТЗ для комплексного развития физических качеств, ТЗ для совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства.
Каждое ТЗ должно ставить и решать конкретные педагогические и воспитательные задачи, включать комплекс упражнений и последовательность их выполнения, характеризоваться величиной нагрузки и режимом ее выполнения (длительность упражнения, интенсивность, количество повторений, режим отдыха), быть снабжено методическими и организационными указаниями.
В типовом плане-проспекте учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР приводится примерная схема тренировочного задания для построения микроструктуры подготовки юных спортсменов.
Тренировочное задание следует определить как технологическую форму организации упражнения для решения целевой педагогической задачи достижения необходимых (должных) проявлений срочного тренировочного эффекта при четком сочетании воздействующих факторов - компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха).
Воздействие тренировочных нагрузок определяется основными компонентами методов упражнения - интенсивностью и продолжительностью выполнения, числом повторений и длительностью пауз отдыха. Строгое сочетание указанных факторов обуславливает величину и характер достигаемого тренировочного эффекта, причем варьирование каждого из параметров предопределяет направленное специфическое изменение в функциональной активности организма.
Например, в качестве воздействующих факторов при планировании нагрузок в ТЗ юных бегуний на 400 м используются различные количественные повторения, интервалы отдыха и скорость бега. Так, для развития гликолитической производительности рекомендуются отрезки от 150 до 600 м, интенсивность выполнения упражнения должна варьироваться в пределах 90-100 %, интервалы отдыха необходимо устанавливать в 2-8 мин, количество повторений может достигать 3-9 раз и т. д.
Структура тренировочного задания
ТЗ является исходным элементом микроструктуры тренировки. Качество и результативность тренировочного процесса во многом зависят от выбора и построения, наиболее оптимальных ТЗ, соответствующих нагрузке соревновательного упражнения, перспективной модели СД, учитывающих другие факторы подготовки. Выявление основных воздействующих компонентов упражнения приведет к реализации целенаправленного и эффективного управления текущим состоянием спортсмена, а в комплексе и физической, и спортивно-технической подготовленностью.
Рациональное построение ТЗ в структуре отдельного занятия и микроцикла содействует индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов.